MENU
Главная » Статьи » Прапорщики

Тема № 25. Особенности реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах РФ

Тема № 25. Особенности реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Занятие: рассказ-беседа.
Цели: 1.Изучить с личным составом  международные акты и российское законодательство о правах человека в Вооруженных Силах.

Время: 2 часа
Место: библиотека.
Руководство и пособия:
Материальное обеспечение: политическая карта мира; политическая карта Российской Федерации; журнал учета посещаемости и успеваемости группы ОГП; конспекты слушателей; указка; выписка из  установочного приказа командира части об организации ОГП.

Ход занятия

        Вступительная часть –  10 минут. 
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.
Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием.

        Основная часть –  90 минут
1. Основные понятия теории права человека, роль и место соблюдения системы прав человека в Российской Федерации.
2. Особенности соблюдения прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации.

        Заключительная часть –  10 минут.
Подведение итогов занятия
Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия

Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.

Заместитель командира войсковой части по работе с личным составом

_________________                                                                  И. Иванов

«____» _________ 2017 г.

Тема № 25. Особенности реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах Российской Федерации.

1. Основные понятия теории права человека, роль и место соблюдения системы прав человека в Российской Федерации.
2. Особенности соблюдения прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

Права человека - одно из важнейших завоеваний мировой культуры и цивилизации, ибо они воплощают в себе высокие идеалы свободы и равенства, такие общечеловеческие нравственные принципы, как справедливость, гуманность, милосердие.

1

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международных правовых стандартов, в которые закреплены основные права человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.

Теория прав человека сформулировала основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались исторически, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, вобравшей в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека (1948 I.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативном протоколе № 1 и Факультативном протоколе № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ряде других актов.

В соответствии с вышеупомянутыми документами:

- права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

- права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;

- права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства:

- права человека - сродство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;

- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;

- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

- основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;

- личные, политические, экономические. социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;

- коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

- права человека регулируются законом;

- права и свободы человека могут быть ограничены законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших между народно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их.

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В ней закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и обеспечиваются правосудием.

Объем прав, входящих в единый правовой статус в определенной мере зависит oт того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина.

В чем смысл этого разграничения? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства.

Права человека охватывают сферу деятельности, где движущей силой выступают индивидуальные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном па частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их но только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из ею особой правовой связи с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. 31, 32. 33. 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права - право собраний, митингов, демонстрации: право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия: право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ, - защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61).

Таким образом, права человека и государства - это закрепленные в нормах международного и внутригосударственного права признанные обществом и государством исторически сложившиеся общечеловеческие стандарты (эталоны) свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья, выраженные в виде материально-духовных благ определенного размера (объема) и содержания, соответствующих им условий жизни человека, законное и обоснованное притязание на которые человеком признается обществом и государством, ими произвольно не отчуждаются, не ограничиваются и гарантируются.

К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности, гражданство. Права и свободы составляют краеугольный камень правового положения личности. Это зафиксировано в ст. 2 Конституции РФ. Принципиальное значение имеет и декларированная в Основном законе России полнота прав и свобод граждан и их правовое равенство. В частности, в п. 2 ст. 6 записано, что каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Под принципами правового статуса личности подразумеваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание.

Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Сущность гуманизма заключается в заботе о человеке, признании ею как личности, его праве на свободу и неприкосновенность.

Государство должно использовать власть лишь на благо членов общества. Только то государство, которое признает права человека, опирается на принципы разделения властей и верховенство права может считаться правовым и нравственным.

Принцип уважения человеческого достоинства утверждает ценность всякой человеческой личности вне зависимости от имеющегося статуса. Он предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.

Принцип свободы. Главное для человека - свобода, которая должна быть средой его обитания. В сфере свободы человек избирает свой собственный жизненный путь, реализует свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина, определяя новый характер eго взаимоотношений с государством. Без свободы невозможно гражданское общество, признающее и соблюдающее права человека.

Принцип равноправия и равенства - это универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетание интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей.

Принцип равноправия порождает многие другие права, такие как право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и многое другое. Принцип равенства не признает каких-либо привилегий для одних людей, а для других нет. Это расценивается п обществе как дискриминация.

Принцип солидарности означает единение, совместность, взаимопомощь и поддержку. Он основывается на взаимном признании прав, а следовательно, на обязанностях и ответственности.

Смысл принципа демократии основан на равноправном участии членов общества в управлении государством и принятии решений. Плюрализм, принятый при демократии, обеспечивает широкий диапазон мнений и вариантов действия. Он дает возможность учесть мнение и интересы разных групп населения, компенсировать политическую пассивность граждан деятельностью активных представителей групп и тем самым приблизить власть к народу. Вовлечение в политическое участие граждан усиливает контроль за деятельностью лиц, бюрократизацией чиновничества, предупреждает злоупотребление властью представителей государства.

К особому принципу прав человека относится принцип терпимости (толерантности), который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Принцип справедливости. В системе прав человека содержание справедливости проявляется достаточно широко и многогранно. Сущностно права человека выражают справедливость как объективно необходимую потребность индивида в самоопределении и самодеятельности.

Решение проблемы прав человека занимает ведущее место в политике современной России. Провозглашенные и закрепленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина за последние годы получили дальнейшее развитие и конкретизацию: приняты и вступили в действие целый ряд кодексов, предусматривающие необходимые гарантии прав и свобод граждан; ратифицированы важные международные договоры и Конвенции в этой сфере, нормы которых трансформируются п национальное законодательство. В Российской Федерации сложилась определенная система правовой защиты прав и свобод человека и гражданина наряду с самозащитой и международно-правовой защитой прав и свобод. Расширен доступ граждан к правосудию в деле защиты своих прав и законных интересов, возможности обжалования в суд действий и решений должностных лиц. Кроме того, более широко и активно используется потенциал правозащитных организаций и средств массовой информации.

Следует отметить, что фундаментальные международно-правовые акты, а также прямое действие Конституции Российской Федерации (на национальном уровне) не означают вовсе автоматической реализации норм этих актов о правах граждан, нужны конкретные практические мероприятия.

Улучшение положения с правами человека должно начинаться с совершенствования существующих процедур, институтов, механизмов, которые призваны обеспечивать реальность провозглашенных прав человека как на международном, так и национальном уровнях.

На международном уровне следует прилагать усилия, чтобы такие организации, как ООН, Совет Европы, Европейский суд по правам человека в пределах предоставленной им юрисдикции: проявили последовательность и принципиальность в отстаивании общепризнанных ценностей, выработанных мировым сообществом; не допускали свертывания достигнутых стандартов в области защиты прав и свобод человека и гражданина в yгоду притязаниям отдельных государств навязывать свой собственный подход к пониманию прав и свобод; избегали двойных стандартов в области прав и свобод человека.

Для повышения эффективности реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации необходимо:

- повысить роль судов в области защиты прав (обеспечение широкой доступности правосудия для граждан, чтобы дела разрешались судами в разумные сроки и на должном качественном уровне);

- повысить эффективность работы правоохранительных органов в осуществлении своих функций по защите прав человека;

- повысить роль института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (должен стать одним из главных элементов системы юридических механизмов защиты прав человека, как на федеральном, так и на региональном уровнях);

- расширить сферу ответственности государства за правонарушения, совершенные работниками государственного аппарата.

2

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации имеют иное правовое положение в государстве, чем обычные граждане РФ. Их особый статус представляет собой совокупность прав и свобод, гарантированных государевом, а также обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Общевоинскими уставами ВС РФ.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объём прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Право военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих к соответствии с законодательством Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями е соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Для военнослужащих Федеральным законом «О статусе военнослужащих» устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

- реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военною управления и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

С целью обеспечения государственной защиты прав военнослужащих государство предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи.

Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включают в себя:

- защиту свободы, чести и достоинства;

- право на свободу передвижения и выбор места жительства;

- право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании;

- право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями;

- право на труд;

- право на отдых;

- гарантированную оплату труда, продовольственное, вещевое обеспечение и торгово-бытовое обслуживание;

- право на жилище;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- право на страховые гарантии и на возмещение вреда;

- право на образование и права в области культуры;

- право на проезд на транспорте и почтовые отправления;

- право на обжалование неправомерных действий;

- право на получение юридической помощи;

- право на трудоустройство;

- право на социальную защиту членов семей военнослужащих, потерявших кормильца;

- право на дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей.

Таким образом, в Вооруженных Силах Российской Федерации создана постоянно действующая система прав военнослужащих, позволяющая им эффективно решать поставленные задачи н соответствии с их предназначением.

Категория: Прапорщики | Добавил: oleninanatoly (01.10.2017)
Просмотров: 980 | Теги: Особенности конституционных прав во, ВС РФ, ОГП Тема №25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar