Главная » Статьи » Прапорщики |
Тема №24. Юридическая ответственность военнослужащих. Ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности. Занятие: Рассказ-беседа. Ход занятия Вступительная часть – 10 минут. Контроль готовности слушателей к проведению занятия.Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения. Основная часть – 90 минут Заключительная часть – 10 минут. Заместитель командира войсковой части по работе с личным составом ______________________ И. Иванов«____» _________ 2017 года.
Тема №24. Юридическая ответственность военнослужащих. Ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности. 1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих. 2. Уклонение от военной службы. Привлечение к ответственности за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности. Все военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом. За совершение правонарушения военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, под которой понимаются меры правого принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и принимаемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке. Основанием юридической ответственности, является правонарушение, то есть виновно совершенное лицом общественно-опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применения мер принуждения. Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности на общих основаниях, как и все граждане Российской федерации, но с учетом их правового положения (статуса). Юридическая ответственность военнослужащих Федеральным законом № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (далее - закон о статусе военнослужащих), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридическая ответственность военнослужащих имеет ряд особенностей состоящих в следующем: - юридическая ответственность военнослужащих регулируется как нормами законодательства Российской Федерации, действующими в отношении гражданских лиц, так и специальными нормами, распространяющими свое действие только на военнослужащих; - в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность отличается больших кругом состава правонарушений; - законодательство представляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности. Военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими деяния. Дисциплинарная ответственность военнослужащих предусмотрена федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также конкретизирована Дисциплинарным уставом ВС РФ, утвержденным Указом Президента РФ №1495 от 10 ноября 2017 года. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Дисциплинарная ответственность военнослужащих характеризуется следующими особенностями - распространяется строго на определенный круг лиц; Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, перечислены в пункте 2 статьи 28.4 Закона «О статусе военнослужащих». К ним относятся: выговор; Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть наложено в устной или письменной форме. Из всего перечня дисциплинарных нарушений выделяются ряд наиболее опасных по своим последствиям, квалифицируются как грубые проступки: - нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; - самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; - отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени; - уклонение от исполнения обязанностей военной службы; Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях позднее одного года со дня его наложения. По истечении года взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем служебной карточке сохраняется. Учет дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях и воинских частей. Все дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке делается отметка о том, когда и кем взыскание снято. Привлечение военнослужащих к административной ответственности предусматривается статьей 28 Закона о статусе военнослужащих, статьей 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и конкретизирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001года (далее – КоАП РФ). Административная ответственность наступает за совершение военнослужащими административных правонарушений, за которые не предусмотрено уголовное наказание. Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административных взысканий, предусмотренных ст.3.2 КоАП РФ: - предупреждение; Однако в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При этом если военнослужащий уже привлечен компетентным органом или должностным лицом к административной ответственности, за тот же самый проступок он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности. Назначение административного наказания не освобождает либо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение. Гражданско-правовая ответственность наступает за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств или причинение имущественного вреда. Будучи одним из видов юридической ответственности, она обладает определенными особенностями: - так как гражданское право регулирует в основном имущественные отношения, то и ответственность в гражданском праве носит, прежде всего, имущественный характер, воздействует на имущественную сферу правонарушителя; - в подавляющем большинстве случаев гражданско-правовая ответственность – это ответственность правонарушителя перед потерпевшим; - гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер; Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполнении служебных обязанностей. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Бережное отношение к военному имуществу является обязанностью военнослужащих. Нарушение этой обязанности может повлечь материальную ответственность. Под материальной ответственностью военнослужащих понимается возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу военной организации при исполнении обязанностей военной службы. Ограниченная материальная ответственность в соответствии со статьей 4 Закона о материальной ответственности наступает за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, и предусматривает взыскание денежных средств в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Законом о материальной ответственности и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности. К полной материальной ответственности в соответствии со статьей 5 Закона о материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен: и двух месячных надбавок за выслугу лет. - военнослужащим, которым имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; В соответствии со статьей 8 Закона о материальной ответственности возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по письменному приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего. Если же размер ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в обязанности лица, призванного виновным в совершении преступления, претерпеть установленные уголовным законом лишения. Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи главы 33 Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Преступления против военной службы можно подразделить на следующие группы: - преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (статьи 332 - 336 УК РФ): Обязательным признаком состава преступления против военной службы является деяние (действие или бездействие), которое всегда представляет собой нарушение военно-служебных правил, закрепленных военно-правовыми нормативными актами. Назначаемые наказания, применяемые к военнослужащим, совершившим преступления против военной службы, делятся на общие и специальные. Общие виды наказаний могут применяться к военнослужащим, как в полном объеме, так и частично, что обуславливается спецификой военной службы Под специальными видами наказаний, применяемым к осужденным военнослужащим понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, призванными виновными в совершении преступлений и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы. К основным специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части (статьи 51, 54-55 УК РФ), а также лишение воинского звания (статья 48 УК РФ). Основные и специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться: - к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе - статья 51 УК РФ); - только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, либо к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части - статья 55 УК РФ); - ко всем категория военнослужащих (арест - с отбыванием на гауптвахте – часть 3 статьи 54 УК РФ); В соответствии со статьей 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет. Из денежного довольствия, осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не выше 20%. В течение отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания. Преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений, нарушающие определенные воинскими уставами правила взаимоотношений подчиненных начальников, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой, представляют серьезную опасность для воинского правопорядка. УК РФ предусматривает следующие виды преступлений против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений: - неисполнение приказа (статьи 332 УК РФ); - сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статьи 333 УК РФ); - насильственные действия в отношении начальника (статьи 334 УК РФ); - нарушение уставных правил взаимоотношений, между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статьи 335 УК РФ); - оскорбление военнослужащего (статьи 336 УК РФ). Порядок прохождение военной службы различными категориями военнослужащих регламентируется, в частности Федеральным законом от 28 марта Наряду с выполнением общих обязанностей, составляющих сущность повседневного несения военной службы, на военнослужащих возлагается выполнение в течение определенного времени специальных функций, которые именуются специальными видами военной службы К преступлениям против порядка несения специальных видов военной службы относятся: Все специальные службы содержат общие черты и сходны особой важностью выполняемых задач и повышенной ответственностью лиц, исполняющих специальные обязанности. Обеспеченность Вооруженных Сил Российской Федерации высокоэффективным оружием, боеприпасами и другими военно-техническими средствами является одной из важных составляющих боеспособности войск и сил флота, определяющей потенциальную возможность выполнения возложенных на них задач. Поэтому посягательства на установленный порядок обеспечения сохранности оружия, боеприпасов, предметов военной техники признаются преступлениями против порядка сбережения военного имущества. К УК РФ по данной категории преступлений предусмотрена ответственность: Данные нормы направлены на обеспечение сохранности, находящихся на снабжении войск и сил флота оружия, боеприпасов и предметов военной техники в процессе их использования, без чего невозможно выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. 2. В УК РФ предусмотрена ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (статьи 337 УК РФ), дезертирство (статьи 338 УК РФ) и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или иным способом (статьи 339 УК РФ). Наиболее часто встречающимся уклонение от военной службы является самовольное оставление воинской части, что означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника). Войсковая часть, которую покидает военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях, находятся в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы, Уважительными же причинами неявки признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующей современной явке в часть или месту службы. При совершении предусмотренного данной статьей деяния впервые военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. В статье 337 УК РФ с учетом особенностей прохождения военной службы для военнослужащих по контракту и призыву поставлены различные условия ответственности. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства. Дезертирство - самовольное оставление части с целью уклонения от военной службы или неявки с той же целью на службу (статьи 338 УК РФ), при этом не имеет значение фактическая продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего на месте службы. Основанием для прекращения дезертирства является явка с повинной или задержание органами власти. Более же строгая ответственность предусмотрена законом за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 338 УК РФ). Если военнослужащий совершивший, совершивший дезертирство впервые, добровольно явился с повинной либо дезертирство было стечением тяжких обстоятельств (смерть близких, тяжелое заболевание кого-то из родителей), то военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или иным способом (статья 339 УК РФ), предусматривает уголовную ответственность за временное или постоянное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью, симуляции болезни, подлога документов или другого обмана. Под коррупцией в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закона о противодействии коррупции) понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Кроме того, коррупцией признается совершение указанных деяний от имени и в интересах юридического лица. К коррупционных преступлениям, совершаемым военнослужащими, следует в первую очередь отнести некоторые преступления, которые по своей сути являются должностными преступлениями против военной службы (воинские должностные преступления). Преступления воинских должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, представляют большую общественную опасность для воинского правопорядка, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, наносят ущерб интересам обеспечения боевой готовности войск, дискредитируют военную службу, офицерский корпус, в целом государственную власть. Глава 33 УК РФ не содержит специальных норм о воинских должностных преступлениях, однако главы 30 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность должностных лиц за совершение преступлений коррупционного характера, а именно злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), на общих основаниях, подлежат применению и к воинским должностным лицам. К воинским должностным лицам относятся также военнослужащие, которые, не имея подчиненных, являются представителями власти (см. примечание к статье 285 УК РФ, статье 318 УК РФ) либо постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, начальник склада, заведующий делопроизводством штаба воинской части и др.). Организационно-распорядительные функции также могут осуществлять лица, могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований УВС ВС РФ или распоряжения правомочного должностного лица. В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, а в дежурного по роте находится дневальный по роте. Статья 285 УК РФ определяет злоупотребление должностными полномочиями как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». Злоупотребление должностными полномочиями со стороны воинских должностных лиц могут состоять в отрыве личного состава от боевой подготовки для выполнения хозяйственных задач на гражданских объектах, использовании боевой техники или транспортных средств не по назначению, расходовании не по назначению денежных средств, выделенных для выплаты личному составу или для удовлетворения насущных потребностей боевой подготовки, не предоставления подчиненным предусмотренных законом видов довольствия или лишения их иных прав, незаконном использовании воинских перевозочных документов и т.п. Подобные действия должны совершаться из корыстной или иной личной заинтересованности. Во всех подобных случаях деяние воинских должностных лиц причиняют реальный ущерб интересам обеспечения постоянной боевой готовности войск, грубо нарушают права и законные интересы военнослужащих. Нередко злоупотребления должностными полномочиями сопровождаются противоправным обращением в свою пользу материальных ценностей. Поэтому если в действиях виновного помимо преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, имеются признаки хищения, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 160 УК РФ «Присвоение и растрата». В части 3 статьи 285 УК РФ говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Применительно к воинским должностным лицам такими последствиями могут быть срыв выполнения важных задач по обеспечению безопасности государства (например, во время несения боевого дежурства или боевой службы), человеческие жертвы (например, при незаконном использовании боевой техники), крупный материальный ущерб и т.п. Уголовная ответственность военнослужащих за иные коррупционные преступления (кроме статьи 285 УК РФ) каких-либо особенностей не имеет и наступает по основаниям, аналогичным для гражданских лиц. Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащими являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанная с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий. | |
Просмотров: 1045 | | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|