MENU
Главная » Статьи » Прапорщики

Тема №10 Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий

Тема №10 Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых  действий. Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий.        

Занятие: Рассказ – беседа.
Учебные цели: 1. Изучить нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий.
2. Довести кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил  Российской Федерации – участника боевых действий.

Время проведения: 00.00 – 00.00.
Место проведения: ________
Материально – техническое обеспечение: наглядные пособия.

Ход занятия

  Вступительная часть –  10 минут. 
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.
Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием.

  Основная часть –  90 минут
1. Понятие, основные принципы международного гуманитарного права.  
2.Наставление по  международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий.

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений, в период войны или вооруженного конфликта регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву. Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, со временем пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон, так называемые правила ведения войны.

«Право войны» и действующая в настоящее время системы норм современного международного гуманитарного права, регулирующая правоотношения в период войны, составляет специфическую, отдельную отрасль международного права – право вооруженных конфликтов.

Право вооруженных конфликтов – это система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и не международных вооруженных конфликтах, и регулирующих:

- правовые последствия начала и окончания войны;
- правовой статус участников международного конфликта;
- военные действия и правовой статус театра войны;
-отношения между воюющими сторонами;
- отношения воюющих стран с нейтральными странами;
- методы и средства ведения войны. запрещающие или ограничивающие их применение;
- права мирных граждан в ходе вооруженной борьбы;

устанавливающих:
- правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны;
- международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за нарушения правил ведения боевых действий.

  Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет собой совокупность обязательных для государств юридических норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.                                                          

МГП преследует две основные цели:
 - защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях;
 - ограничение средств ведения войны, в частности вооружений, и методов ведения боя, например применения отдельных видов военной техники.

   Объектом права вооруженных конфликтов являются общественные и международные отношения, складывающиеся между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженного конфликта. Предмет составляют отношения по поводу защиты жертв войны и правил ведения вооруженной борьбы.

В области права вооруженных конфликтов были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые  источниками международного гуманитарного права.

В их числе можно выделить:
Декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург. 29.11.1868 г.);  
Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (Гаага, 29.07.1899 г.);

Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.;
Женевские конвен­ции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года;
Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14.05.1954г.);

Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического, биологического и токсичного оружия и об их уничтожении от 10.04.1972 г.;

Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими избирательное действие, от 10 октября 1980 года и протоколы к ней;

Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожения от 13.01.1993 года и т.д.

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, выполняет организационно-управленческую, превентивную, правовую и защитную функции.

Принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным относятся: принцип гуманизма, принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

Принцип гуманизма – это старейший принцип рассматриваемой системы правовых норм. Он закреплен в основных источниках права вооруженных конфликтов и оказывает действие на все сферы вооруженной борьбы. Его содержанием является запрещение воюющим применять насилие, которое не оправдывается военной необходимостью. Он охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся ее средств и методов, а также защиты всех категорий жертв войны.

Другим основным принципом международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Он предусматривает, что индивидами, находящимися под защитой права вооруженных конфликтов, следует обращаться без дискриминации по причинам расы, пола, национальности, языка, религии, имущественного и социального положения, политических или иных убеждений или другого статуса, либо других аналогичных критериев.

Специальную группу составляют принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.

Принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны был окончательно закреплен в ст. 22 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года в виде правовой формулы, указывающей, что «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».

Другим специальным принципом является принцип защиты жертв войны и гражданских объектов. Это один из важнейших принципов международного гуманитарного права, который подразделяется на две группы Принцип защиты прав комбатантов, устанавливающий неприкосновенность комбатантов, не принимающих не принимающих участия в боевых действиях (раненых, больных, военнопленных, парламентеров); принцип защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов. Так резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №2675 1970 года требует, чтобы при ведении боевых операций в период вооруженных конфликтов всегда проводилось различие между лицами, активно участвующими в военных действиях, и гражданским населением.

Основные положения принципа защиты гражданских объектов закреплены в статьях 52, 53, 54 дополнительного протокола I 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года. Они сводятся к следующему: гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий, а в случае сомнения относительно характера объекта считать, что он используется в гражданских целях; запрещается совершать любые враждебные акты в отношении объектов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. В ст. 54 особенно выделено, что запрещается подвергать нападению или уничтожению, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания, - запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и ее запасы, и некоторые другие. Такая защита включает запрещение методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или ожидать, что будет причинен ущерб природной среде и тем самым нанесен ущерб здоровью или выживанию населения.

Принцип ответственности участников вооруженных конфликтов за воинские преступления включает как международно-правовую ответственность государств, так и привлечение к уголовной ответственности, и наказание наиболее опасных военных преступников.

Так, например. После окончания Второй мировой войны в соответствии с приговорами Нюрнбергского международного трибунала и Международного трибунала для Дальнего Востока государственные деятели и должностные лица соответственно гитлеровской Германии и Японии, виновные в развязывании войны и совершившие военные преступления, были осуждены.

Право вооруженных конфликтов регулирует статус участников вооруженного конфликта. В основу их правового статуса заложен правовой статус человека и гражданина в соответствии международным гуманитарным правом. В то же время правовой статус участников международного конфликта отличается значительной спецификой. Он зависит от того, какую роль играют физические лица в вооруженном конфликте, степени, интенсивности и характера их участия.

Все участники международных конфликтов делятся на комбатантов, некомбатантов, наемников, шпионов и лиц, находящихся под защитой прав.

Комбатанты (от французского  - «воин», «доброволец») – это сражающиеся люди. На комбатантов распространяется действие законов и обычаев войны, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

- имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
- имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
- открыто носят оружие;
- соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Население незанятой территории,  которое при приближении неприятеля добровольно возьмется  за  оружие для борьбы с вторгающимися войсками, признается воюющим, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Некомбатанты - это не сражающиеся люди (например, медицинский состав, священники).    К некомбатантам относится гражданское население.

Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, военный разведчик, доброволец, наемник и др.

К незаконным участникам военных конфликтов относятся наемники.

Наемник - это лицо, специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, либо фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, либо принимающее участие в военных действиях, руководствуясь желанием  получить  личную выгоду,  и которому обещано вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение,  комбатантам такого  же  ранга.

Наемник не является гражданином государства,  участвующего в конфликте, не выполняет в нем официальных обязанностей от имени другого государства, не входит в личный состав вооруженных сил государства.

Наемники  не находятся под защитой норм международного права вооруженных конфликтов.

Военный шпион (лазутчик) - это, лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами,  собирает  или  готовится собрать  сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной  стороне. 

Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории,  контролируемой противной  стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно является не шпионом, а разведчиком. 

Военный разведчик  — это лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей принадлежности  к вооруженным силам воюющей страны ( в форме с оружием). В случае, если это лицо попадет в руки противника,  на него распространяется режим военного плена.

Доброволец - это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию государства, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной агрессии и оккупации.

Правовой статус жертв войны определен соответствующими конвенциями 1949 года «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море». Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя:

- посягать на жизнь и физическую неприкосновенность;
- брать в заложники;
- посягать на человеческое достоинство;
- без судебного решения осуждать и применять наказание.

Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершать нападение.

Попавшие во власть неприятеля раненные и больные воюющей армии считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена.

Правовой статус военнопленных определен Конвенцией 1949 года «О защите гражданского населения во время войны.  При этом защита гражданского населения осуществляется как в вооруженных конфликтах международного, так не международного характера.

Гражданскому населению необходимо представлять права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физического или морального воздействия в целях получения каких-либо сведений.

Международное гуманитарное право также направлено на защиту культурных ценностей. Оно включает в себя охрану и уважение этих ценностей. Оно включает в себя охрану и уважение этих ценностей. В целях защиты культурных ценностей воющие должны:

- запрещать использовать культурные ценности, сооружения для их защиты, а также непосредственно прилегающие к ним участки таким образом, чтобы это могло привести к разрушению или повреждению культурных ценностей;

-  запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

- запрещается реквизиция, и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Международное гуманитарное право ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения военных действий, условно разделяя их на дозволенные и запрещенные.

В нормативно-правовой базе, касающейся применения методов вооруженной борьбы, указаны конкретные ситуации, которые не должны допускать воюющие стороны в ходе ведения боевых действий, а также указаны конкретные средства, которые запрещено использовать в военном противостоянии.

Так, например, под запрет попало применение многих видов оружия, в частности зажигательных пуль, ядерного, химического, биологического, лазерного оружия.

Таким образом, учет норм права вооруженных конфликтов командирами (начальниками) при ведении боевых действий будет способствовать достижению ее главной цели – смягчению участи тех лиц, которые не участвуют или прекратили участие в вооруженной борьбе, а также защите тех объектов и имущества, которые не используются в военных целях.

2.

Сегодня правовая база Министерства обороны Российской Федерации включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих боевое применение соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск в ходе вооруженных конфликтов.

Кроме того, положения МГП включены в Устав внутренней службы ВС РФ, в ряд документов, регламентирующих подготовку и ведение боевых действий как Сухопутных войск, так и частей и подразделений видов и родов войск.

Министром обороны Российской Федерации 8 августа 2001 года утверждено Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации.

В преамбуле документа подчеркивается, что Наставление разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Российская Федерация, в целях изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации норм международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

Нормы международного гуманитарного права изложены в Наставлении в краткой форме. При необходимости ознакомления с содержанием норм в полном объеме следует пользоваться текстом вышеуказанных договоров.

В документе перечисляются запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий, общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права, называется ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права, приводится порядок обращения с жертвами вооруженных конфликтов, медицинским и духовным персоналом противника, даются общие правила действий войск на оккупированной территории, раскрываются особенности применения норм международного гуманитарного права во внутренних вооруженных конфликтах и т.д.

Приложение 4 к Наставлению содержит Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий.

Его пункты лаконичны и предельно просты.

В ходе боевых действий знай и соблюдай следующие правила:
1. Применяй оружие только против противника и его военных объектов.
2. Не нападай на лица и объекты, обозначенные отличительными эмблемами и знаками, если они не совершают враждебных действий.
3. Не причиняй излишних страданий. Не наноси большего ущерба, чем необходимо для выполнения боевой задачи.
4. Подбирай раненых, больных и терпящих кораблекрушение, которые воздерживаются от враждебных действий. Оказывай им помощь.
5. Пощади, разоружи и передай своему командиру сдавшегося в плен противника. Относись к нему гуманно. Не подвергай его пыткам.
6. Гуманно относись к гражданскому населению, уважай его собственность. Мародерство и грабеж запрещены.
7. Удерживай своих товарищей от нарушения настоящих правил. О случаях нарушений докладывай своему командиру. Нарушение этих правил не только бесчестит Отечество, но и в установленных законом случаях влечет уголовную ответственность.

Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения (приложение 5 к Наставлению).

Общественная опасность этих нарушений заключается в применении запрещенных нормами международного гуманитарного права средств и методов ведения боевых действий, то есть в том, что при их применении не только попираются нормы международного гуманитарного права, но и главным образом причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются такие достижения цивилизации, как культурные ценности и архитектурные памятники, наносится вред окружающей природной среде.

Так, статья 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» гласит:

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Статья 360 УК РФ «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» определяет, что нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации, сроки давности не применяются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22-й сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.

    Заключительная часть –  10 минут.
Подведение итогов занятия
Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия

Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку. Ст.техник __________________________
ст.прапорщик                           С. Сидоров

«____» _________ 2017 г.

Категория: Прапорщики | Добавил: oleninanatoly (27.06.2017)
Просмотров: 1995 | Теги: ВС РФ, ОГП тема№10, ведении боевых  действий, yнормы гуманитарного права | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar