MENU
Главная » Статьи » Прапорщики

Тема№17. Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема№17. Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности,   укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении.

Занятие: Рассказ-беседа.

Цели: 1. Довести основные приоритеты военной политики РФ.
2. Раскрыть актуальные вопросы развития ВС РФ.
3. Поставить задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в летнем периоде обучения 2017 учебного года

Время: 2 часа
Место: библиотека.
Руководство и пособия: план проведения занятия.
Материальное обеспечение: журнал «Ориентир», политическая карта мира и  России, указка.

Ход занятия

Вступительная часть –  10 минут. 
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.
Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием.

 Основная часть –  90 минут
1. Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики.
2. Внутриполитическая ситуация в Российской Федерации.
3. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в летнем периоде обучения 2017 учебного года.

Заключительная часть –  10 минут.
Подведение итогов занятия
Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия
Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы.

Заместитель командира войсковой части по работе с личным составом

_____________                                                                                         А. Иванов

 «____» _________ 2017 года

Тема№17. Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, 

 укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении.

  1. Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики.
  2. Внутриполитическая ситуация в Российской Федерации.
  3. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в летнем периоде обучения 2017 учебного года.

В сегодняшней лекции, построенной на аналитических материалах Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Министерства иностранных дел России, и других федеральных органов исполнительной власти, а также исследовательских организаций и научных статей экспертов в различных областях, рассмотрим в логической последовательности вопросы, связанные с актуальными вопросами внешней политики Российской Федерации, как будет развиваться ситуация в мире, каким будет мироустройство.

Во многом международная ситуация сегодня определяется тем, что мир переживает переходный период. Мы имеем дело не просто с началом очередного исторического этапа, но, судя по всему, со сменой эпох. Такие переломные моменты, как правило, характеризуются существенным повышением нестабильности и непредсказуемости в международных делах. Все это сегодня наблюдается в отдельных регионах и в глобальном развитии в целом.

Одной из знаковых примет нашего времени является перераспределение или точнее сказать, рассредоточение глобального баланса сил.

И, к сожалению, оценка здоровья современного мира, которую дают политики и эксперты на этом фоне, год от года не становится более обнадеживающей. Скорее наоборот – пока не удается преодолеть тенденцию нарастания конфликтного потенциала в международных отношениях, механизмы преодоления кризисов пробуксовывают, процессы дестабилизации охватывают регионы, еще недавно считавшиеся вполне благополучными. В этой обстановке Россия не устает призывать к серьезному разговору, ориентированному на решение стратегических, общих для всех задач.

  Характеристика современной военно-политической обстановки в мире.

Современная военно-политическая обстановка (ВПО) в мире характеризуется ростом нестабильности, обусловленной комплексом взаимосвязанных, преимущественно негативных, факторов глобального и регионального масштаба на фоне становления новых «центров силы», а также ужесточения конкуренции между ними.

Кроме того, нарастанию напряженности в различных регионах мира способствует расширение масштабов терроризма и радикального экстремизма, усиление кризисных явлений в международной экономике, обострение борьбы за энергетические, водные, продовольственные и иные ресурсы.

По-прежнему актуальной остается значимость военной силы как инструмента реализации национальных интересов различных государств, а причиной вооруженных конфликтов все чаще становятся чисто экономические приоритеты заинтересованных сторон.

Характеризуя в целом текущий период с точки зрения рисков глобальной военной конфронтации кажется самым напряженным с момента окончания Холодной войны.

Оборонные бюджеты растут, но не настолько, чтобы говорить о новой гонке вооружений. Хотя некоторые современные образцы военной техники превышают по стоимости ВВП целых стран. При этом вооруженные силы и компании военно-промышленного комплекса активно осваивают новую сферу противостояния – киберпространство.

Глобальные военные расходы выходят на траекторию стабильного, но умеренного роста. Но о новой гонке вооружений говорить можно только на примере отдельных, в том числе довольно неожиданных, регионов.

Военные расходы всех стран мира, по оценке консалтинговой компании IHS, в 2016 году выросли до $1,57 трлн.

В 2018 году они должны превзойти уровень, достигнутый до начала мирового кризиса 2008-2009 годов.

До 2020 года темпы роста военных расходов не превысят 2% в реальном выражении по сравнению с 6-7% в 2007-2008 годах. При скромной количественной динамике обращают на себя внимание качественные изменения в структуре мировых трат на оборону.

Одним из неожиданных последствий геополитической напряженности вокруг конфликтов на Украине и в Сирии стала стремительная милитаризация Прибалтики. Аналитики IHS называют этот регион самым быстрорастущим в мире с точки зрения военных трат.

В 2014 году Эстония, Латвия и Литва потратили на оборону $0,9 млрд, в 2016-м – $1,4 млрд, а в 2020-м при сохранении текущих тенденций увеличат профильные ассигнования до $2 млрд.

В 2016 году в топ-5 стран с крупнейшими военными расходами впервые попала Индия. В 2018-м она может занять место Великобритании в топ-3. Индия и Китай, расходы которого на оборону, согласно прогнозам, удвоятся в 2010-2020 годах со $123 млрд до $233 млрд, уже обеспечивают основную долю прироста в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В АТР уже тратится каждый четвертый доллар из глобального военного бюджета.

Только страны, прилегающие к акватории Южно-Китайского моря, потенциально наиболее проблемной точке на карте мира в ближайшее десятилетие, в 2011–2015 годах потратили $166 млрд на закупку вооружений. В 2016-2020 годах этот показатель должен вырасти до $250 млрд в результате усиления в основном морского и воздушного военного потенциала, то есть перехода от территориальной обороны к концепции проекции силы.

Рост военных расходов в реальном выражении (в пределах 1,5%) также демонстрируют Европа и Северная Америка. Одним из неожиданных последствий геополитической напряженности вокруг Украины и в Сирии стала стремительная милитаризация Прибалтики.

Во всех остальных регионах мира военные расходы снижаются. Причем быстрее всего в России и странах СНГ (почти на 8%). По всей видимости, 2015 год был пиковым для российского военного бюджета.

Мировая военно-промышленная и аэрокосмическая индустрия ожидает дивидендов от глобальной политической напряженности и видит в качестве наиболее перспективной ниши для развития сферу кибербезопасности.

По данным консалтинговой компании Deloitte, устойчивый понижательный тренд динамики выручки оборонных компаний мира (рост на 5,8% в 2012 году, на 3,2% в 2013-м, на 1,9% в 2014-м и снижение на 0,1% в 2015 году) был переломлен в 2016-м (оценочный рост на 3%).

Отказ от сокращения бюджетов и реализации дорогостоящих программ военного строительства будет иметь как минимум среднесрочный характер из-за опосредованного противостояния мировых держав в конфликтах на Украине и в Сирии, приходом к власти в США связанной с интересами военно-промышленного лобби администрации и окончанием сырьевого суперцикла, высвобождающего ресурсы для вложений в оборонную и аэрокосмическую отрасли.

По данным опроса топ-менеджеров ведущих компаний мирового ВПК консалтинговой компании McKinsey, основными вызовами участники рынка считают политические риски, экспортное регулирование, а также требования к трансферу технологий (офсетные соглашения).

А наиболее перспективной нишей на рынке оборонных технологий респонденты назвали инфраструктуру кибербезопасности. Согласно последнему докладу консалтинговой компании KPMG, кибербезопасность уверенно занимает место в числе ключевых компетенций крупнейших оборонных конгломератов наряду с логистикой, ударными средствами поражения, C4ISR (командование, управление, связь, компьютеры, разведка, наблюдение и рекогносцировка) и автономными системами.

Мировой рынок продукции военного назначения, по оценке компании IHS, достиг определенной точки насыщения на уровне $6970 млрд в год.

Россия сохраняет за собой второе место по объему экспорта, но к 2018 году, как ожидается, уступит его Франции, чей портфель заказов на ПВН с 2014 года увеличился с $36 млрд, до $55 млрд (российский портфель заказов оценивается в $45 млрд).

Основная тенденция в развитии вооруженных сил ведущих государств мира – это то, что роботизированная техника, прежде всего беспилотные летательные аппараты или дроны (БПЛА или БАС, беспилотные авиационные системы), теснит людей независимо от их половой принадлежности. По оценкам IHS, в 2016-2025 годах объем продаж БПЛА в мире составит 63 тыс. единиц на сумму $82 млрд, сухопутных роботизированных систем – 30 тыс. единиц на $4,9 млрд.

Другой тенденцией времени и более фундаментальным вызовом привычному облику солдата с автоматом наперевес становится перенос боевых действий в «пятое измерение», то есть феномен кибервойн (четыре традиционных «измерения» – сухопутное, морское, воздушное и космическое).

Наиболее известным эпизодом считается атака израильского червя Stuxnet на объекты иранской ядерной программы в 2010 году. По официальным данным НАТО, в 2016 году ежемесячно фиксировалось около 500 инцидентов, связанных с кибербезопасностью электронных коммуникаций стран-участниц альянса (на 60% больше, чем в 2015 году).

Необходимо отметить, что современная военная техника сама по себе может быть дороже ведения средних масштабов войны. Проходящий ходовые испытания новейший американский авианосец USS Gerald Ford стоит $13 млрд. То есть больше, чем США потратили к настоящему времени на операцию против ИГ в Сирии и Ираке. Это также превышает объем ВВП таких относительно крупных стран, как Монголия или Намибия.

Не смотря на огромные военные расходы ООН предупредила о крупнейшем с 1945 года мировом гуманитарном кризисе, заявил заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Стивен О'Брайен.

«Это критический момент в истории человечества. Уже в самом начале 2017 года мир стоит на грани крупнейшего с момента создания ООН гуманитарного кризиса. Более 20 млн человек по всему миру голодают. Если мир не скоординируется и не примет мер, люди попросту умрут от голода. Многие будут страдать и умирать от сопутствующих болезней», приводит слова О'Брайена «Би-би-си».

Он уточнил, что уже в этом году около 1,4 миллиона детей могут умереть от голода. Наиболее остро проблема стоит в Йемене, Сомали, Южном Судане и Нигерии.

О'Брайен подчеркнул, что проблема не только непосредственно в гибели населения из-за нехватки продовольствия и болезней, но и в том, что разрушаются сообщества, останавливается развитие стран, люди покидают свои дома и идут в другие районы или даже другие страны, принося нестабильность в разные регионы мира.

По его словам, чтобы предотвратить катастрофу, необходимо к июлю найти $4,4 млрд.

В феврале О'Брайен уже поднимал вопрос массового голода перед генсеком ООН Антониу Гуттерешем. На тот момент ООН получила лишь $90 млн на борьбу с этим социальным бедствием.

«Би-би-си» отмечает, что, по некоторым оценкам, в Йемене как минимум один ребенок умирает каждые 10 минут от болезней, которые человечество научилось лечить и предупреждать. Еще около 500 тысяч детей в возрасте до пяти лет страдают от хронического голода и недоедания.

Население этой страны оказалось в тяжелой ситуации, в том числе, и из-за продолжающегося конфликта между хуситами и правительственными войсками, которых поддерживает Саудовская Аравия.

Ситуацию в Нигерии ООН описывает как «самый значительный кризис на континенте», истинные масштабы которого станут ясны лишь после того, как удастся подавить террористов «Боко Харам», захвативших значительные территории.

В Сомали голод как стихийное бедствие официально был признан шесть лет назад, тогда погибло около 260 тысяч человек. Уже в начале марта 2017 года были сообщения о том, что в одном из регионов страны от нехватки продовольствия и сопутствующих болезней в течение 24 часов умерли 110 человек.

Вопрос 2. Внутриполитическая ситуация в Российской Федерации

Выступая на открытии Международного форума «Один пояс — один путь», президент России Владимир Путин заявил, что для того, чтобы преодолеть застой в глобальном развитии, странам необходимо отказаться от воинственной риторики.

По словам главы государства, серьезными угрозами являются для развития терроризм и застарелые региональные конфликты. «Чтобы развязать эти узлы, следует, прежде всего, отказаться от воинственной риторики, взаимных обвинений и упреков, которые лишь усугубляют ситуацию», – подчеркнул он. Российский лидер уверен, что ни одну из современных проблем нельзя решать в логике старых подходов — нужны свежие, свободные от стереотипов идеи.

Также он отметил, что прежние модели экономического развития исчерпали себя, протекционизм становится нормой, а его скрытой формой являются односторонние нелегитимные ограничения, в том числе, на поставку и распространение технологий, передает ТАСС. Владимир Путин напомнил, что сформировавшиеся в XX веке экономические модели сегодня переживают кризис, многие прежние модели и факторы экономического развития практически исчерпаны. Концепция социального государства сегодня не только не способна обеспечить устойчивый рост благосостояния, но порой и удерживать его на прежнем уровне.

Владимир Путин подчеркнул, что идеи открытости и свободы торговли сегодня все чаще отвергаются, причем зачастую теми, кто совсем недавно выступал их поборником. «Дисбалансы в социально-экономическом развитии, кризис прежней модели глобализации ведут к негативным последствиям для отношений между государствами, для международной безопасности», — отметил российский лидер.

«Считаю, что сложение потенциалов таких интеграционных форматов, как ЕврАзЭС, «Один пояс — один путь», Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии способно стать основой для формирования большого евразийского партнерства», — подчеркнул российский лидер во время своего выступления на форуме.

Путин также предложил создать в рамках общего евразийского сотрудничества крупные международные исследовательские установки и лаборатории совместного пользования. По мнению президента, интеграция стран региона будет возможна только благодаря развитию технологических и научных отраслей с квалифицированными кадрами. «Чтобы создать такой фундамент, предлагаем активно развивать совместные образовательные платформы, укреплять взаимодействие университетов и бизнес-школ. Хотел бы вновь пригласить партнеров к совместной работе в рамках фундаментальных научных центров и исследований, в том числе речь может идти о создании крупных международных исследовательских установок и лабораторий совместного пользования», — сказал российский президент.

«Приветствовали бы участие и европейских коллег, государств Евросоюза, в таком партнерстве. В этом случае оно станет действительно гармоничным, сбалансированным и всеобъемлющем», — уверен он.

Кроме того, российский лидер предложил двигаться к унификации и, а в перспективе — к разработке единых стандартов, норм технического регулирования как для традиционных промышленных и сельскохозяйственных товаров, так и для новой высокотехнологичной продукции.

Президент России заявил, что выступает за создание большого евразийского партнерства, основой для формирования которого способно стать сложение потенциалов таких интеграционных форматов, как ЕврАзЭС, «Один пояс — один путь», Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Владимир Путин призвал оптимизировать транспортные коридоры, чтобы создать новую транспортную конфигурацию Евразийского континента. По его словам, необходимо создавать систему современных, связанных транспортных коридоров. Россия с ее уникальным географическим положением готова и к такой совместной работе.

Президент РФ Владимир Путин заявил о возможности создания принципиально новой глобальной транспортной конфигурации на евразийском пространстве с использованием Северного морского пути (СМП).

«Мы значительные ресурсы вкладываем в развитие Северного морского пути, чтобы он стал глобально конкурентной транспортной артерией», - сказал президент, выступая в Пекине на открытии международного форума «Один пояс - один путь».

Как отметил президент РФ, «если смотреть шире, инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕврАзЭС, и инициативы «Один пояс - один путь» в связке с СМП способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию евразийского континента».

«А это ключ к освоению территорий, к оживлению экономической и инвестиционной активности. Давайте вместе прокладывать такие дороги развития и процветания», - призвал В.В.Путин.

Президент РФ подчеркнул также, что необходимо «подготовить более продвинутое евразийское соглашение об упрощении процедур торговли», и заявил о готовности РФ к инвестициям на территориях стран-партнеров в Евразии.

«Хочу подчеркнуть, Россия готова не только торговать, но и инвестировать в создание на территории стран-партнеров совместных предприятий и новых производств, в развитие промышленной сборки, сбытовых и сервисных услуг», - сказал он.

По словам президента, «важно, чтобы предприниматели наших стран вместе создавали конкурентоспособные технологические и производственные альянсы». «Чтобы такая кооперация была эффективной, нужно двигаться в сторону унификации, а в перспективе – и к разработке единых стандартов, норм технического регулирования как для традиционных промышленных и сельхоз товаров, так и для новой высокотехнологичной продукции», - считает В.В.Путин.

Также хочу остановиться на данных социологических опросов, касающихся рейтинга Президента России, органов государственной власти, а также оценки россиянами своего экономического положения. Опросы, проведены различными исследовательскими организациями.

Так, результаты опроса, проведенного 25-26 марта, фондом «Общественное мнение»:

81% россиян одобряют работу Путина на посту президента РФ

если бы президентские выборы были назначены на ближайшее воскресенье, то 64% респондентов проголосовали бы за Путина.

Россияне стали меньше верить институтам власти.
Россияне стали меньше доверять федеральным, региональным и местным властям. Об этом говорится в исследовании «Доверие к государственным институтам и стратегии экономического поведения граждан», которое провел Центр социологических исследований РАНХиГС.

Наименьшим доверием среди всех частей российского общества государство пользуется у экономически активных жителей, отмечается в исследовании.

Данные опроса, о доверии теленовостям, проведенного 1 марта 2017 г. Фондом «Общественное мнение»:
Недоверие к новостям по телевизору испытывают 66% россиян.
21% – новости по телевизору часто вызывают недоверие;
45% – редко испытывают доверие к новостям.

При этом, по данным социологов, в том случае, если новостная информация не вызывает доверия:

18% россиян ищет ее в Интернете на новостных сайтах;
17% обсуждают ее со своими близкими и друзьями;
10% ищут ее на других СМИ, в том числе в газетах и на радио;
23% заявили, что не предпринимают специальных действий.

Вместе с тем, 47% участников опроса полагают, что качество новостных программ на российском телевидении за последние два года повысилось;
26% не увидели изменений;
13% высказались, что новости на российском ТВ стали хуже.

Вопрос 3. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в летнем периоде обучения 2017 учебного года.

Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении определены для Российской армии и флота в требованиях Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами - Президента Российской Федерации. Они конкретизированы в приказах министра обороны РФ, директивах главкомов видов и родов войск, приказах командиров и начальников. На что в общем плане обращены руководящие документы по означенным вопросам?

Во-первых, на то, что боевая готовность носит постоянный, а не временный, сиюминутный характер. Ее необходимо поддерживать постоянно, без ослабления внимания даже в период разрядки и уменьшения международной напряженности или опасности развязывания войны (военного конфликта). От состояния боевой готовности Вооруженных Сил зависят мир и покой нашей страны в XXI веке.

 Во-вторых, не стоит забывать о том, что крепкая воинская дисциплина, боевая выучка, слаженность действий военнослужащих не даются просто так, а достигаются в процессе повседневного ратного труда. Их надо вырабатывать, чтобы научиться военному делу настоящим образом. А.В. Суворов не случайно говорил, что тяжело в ученье - легко в бою.

В-третьих, помня о том, что наш народ дает армии все необходимое, чтобы чувствовать себя в безопасности, в условиях дефицита финансовых и материальных средств защитникам Отечества необходимо как можно бережнее относиться к вверенному им дорогостоящему оружию и боевой технике.

В-четвертых, на современном этапе развития армии и флота важную роль в вопросах боевой готовности, укреплении дисциплины, а в конечном счете и в победе над врагом продолжает играть человеческий фактор. Не случайно Президент России Владимир Путин неоднократно обращал внимание на необходимость развития патриотических качеств у наших воинов как основополагающего фактора военных успехов в деле обеспечения военной и национальной безопасности нашего Отечества. Эти призывы не проходят даром. Подтверждением тому может служить героический поступок старшего лейтенанта Александра Прохоренко, который, корректируя авианалёт российской авиации на позиции террористов в Сирии, попал в окружение и предпочел вызвать огонь на себя, но не плен. Офицер погиб, повторив подвиг сотен и тысяч таких же, как он, солдат и офицеров, вызывавших огонь на себя в годы Великой Отечественной войны, во время боевых действий Советской армии в Афганистане, в ходе контртеррористической операции в Чечне, в ходе других военных конфликтов. Указом Президента РФ старшему лейтенанту Александру Прохоренко присвоено высокое звание Героя России посмертно.

Категория: Прапорщики | Добавил: oleninanatoly (01.10.2017)
Просмотров: 8645 | Теги: развития ВС РФ, приоритеты военной политики РФ, ВС РФ, ОГП Тема №17 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
avatar