MENU
Главная » Статьи » Прапорщики

Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.

ПЛАН
занятия по общественно-государственной подготовке с группой военнослужащих по контракту
№__ (подразделение) войсковой части ______
«___» января 2017 года.

Тема №6. Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.


Рассказ-беседа.
1. Изучить права и обязанности Президента в области обороны и безопасности.
2. Довести роль Президента в организации обороны страны.
Время проведения: 10.50
группа класс
Материально – техническое обеспечение: политическая карта мира; политическая карта Российской Федерации; журнал учета посещаемости и успеваемости группы ОГП;  конспекты слушателей; указка; выписка из установочного приказа командира части об организации ОГП; Ход занятия
Вступительная часть 10 минут.
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.
Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием
Основная часть 90 минут
1. Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства. 2. Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны.
2. Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны.

Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние, как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента во многом зависит характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных Сил.

Президент (от латинского - си­дящий впереди) - выборный глава государства в современных стра­нах с республиканской формой правления.

 Должность президента получила распространение в целом ряде государств мира. Многие современ­ные республики имеют в системе органов высшей государственной власти такое должностное лицо. Правда, в некоторых странах пре­зидент избирается органами зако­нодательной власти (Федератив­ная республика Германия, Ита­лия). Там он в своей деятельности во многом зависит от воли парла­мента и подотчетен ему. Не слу­чайно эти государства принято на­зывать парламентскими респуб­ликами.

 В системе высших органов госу­дарственной власти президен­тских республик есть вполне са­мостоятельное, независимое от парламента должностное лицо - президент, избираемый непосре­дственно населением страны (Франция) либо путем косвенных выборов - через коллегию выбор­щиков, формируемых населением (США). Здесь глава государства играет очень важную роль в управ­лении делами всего общества. Так, в США президент совмещает в своем лице полномочия главы государства и главы правитель­ства, ему подконтрольны все орга­ны исполнительной власти стра­ны. Президент Франции хотя и не возглавляет лично правительство республики, но вправе назначать по своему усмотрению главу (премьер-министра) и членов пра­вительства. Президентскую рес­публику отличает сильная испол­нительная власть, действующая наравне с ее законодательной и судебной ветвями.

 В Российской Федерации долж­ность Президента была учреждена 24 апреля 1991 года Законом «О Президенте РСФСР».

 Первые президентские выборы в Российской Федерации прошли в июне 1991 года.

С 1991 года Президент Российс­кой Федерации избирался на 5 лет. После поправок к Конституции, всту­пивших в силу 31 декабря 2008 года, президент Российской Федерации из­бираться на шестилетний срок.

 Основным документом при ор­ганизации и проведении выборов Президента Российской Федера­ции является Федеральный закон «О выборах Президента Российс­кой Федерации», который уста­навливает четкий порядок органи­зации и проведения выборов.

 Согласно Конституции РФ и вы­шеназванному закону военнослу­жащие имеют равные с другими гражданами избирательные пра­ва. Особенности участия военнос­лужащих в выборах Президента РФ, оговоренные в законе, обус­ловлены специфическим характе­ром военной службы, но при этом их избирательные права не ущем­ляются.

 Президент Российской Федера­ции избирается гражданами Рос­сии на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Кандидатом на должность Пре­зидента может быть гражданин Российской Федерации не моло­же 35 лет, постоянно проживаю­щий в данной стране не менее 10 лет. У одного и того же лица нет возможности занимать должность Президента Российской Федера­ции более двух сроков подряд.

 Вновь избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной изби­рательной комиссией РФ общих результатов выборов. С момента принятия им присяги он исполняет свои полномочия до истечения срока пребывания в должности и до момента принятия присяги вновь избранным Президентом.

 В соответствии с занимаемой должностью Президент Российс­кой Федерации является Верхов­ным Главнокомандующим Воору­женными Силами. Он ключевая фигура в системе органов госуда­рственной власти, гарант Консти­туции Российской Федерации.

 Согласно Конституции Российс­кой Федерации (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу зани­маемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выс­тупает гарантом безопасности Российской Федерации. Перед ним стоит задача сохранять устой­чивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полно­мочий в нормальном конституци­онном режиме всем иным органам государственной власти и долж­ностным лицам.

 При вступлении в должность Президент Российской Федера­ции приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осущес­твлении полномочий Президен­та Российской Федерации ува­жать и охранять права и свобо­ды человека и гражданина, соб­людать и защищать Конститу­цию Российской Федерации, защищать суверенитет и неза­висимость, безопасность и це­лостность государства, верно служить народу».

 Президент РФ формирует ис­полнительную власть - Правитель­ство РФ, которое руководит рабо­той федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

 Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными послани­ями о положении в стране, об ос­новных направлениях внутренней и внешней политики государства.

 Руководствуясь жизненно важ­ными интересами России и в соот­ветствии с международными и национальными правовыми норма­ми, Президент Российской Феде­рации может санкционировать ус­тановленным порядком (согласно Конституции Российской Федера­ции) применение Вооруженных Сил и других войск в целях:

-  пресечения любого противоп­равного   вооруженного   насилия, направленного   против   государ­ственного суверенитета и конститу­ционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан Рос­сии, общества и государства, объ­ектов Российской Федерации на территории страны и за ее преде­лами, в том числе в Мировом океа­не и космическом пространстве;

-  обеспечения свободы деятель­ности в Мировом океане и косми­ческом    пространстве,    доступа к важным для России международ­ным экономическим зонам и ком­муникациям в соответствии с нор­мами международного права;

выполнения союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;

-   поддержания и восстановле­ния мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета  Безопасности  ООН   или других структур коллективной бе­зопасности, членом которых явля­ется Россия.

Согласно Конституции Российс­кой Федерации Президент назна­чает и освобождает от должности министра обороны, а также выс­шее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ко­мандующие видами и родами войск, командующие военных ок­ругов и др.).

 Он присваивает высшие воинс­кие звания, а также производит награждение государственными наградами России.

 Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Прези­дент Российской Федерации фор­мирует и возглавляет Совет Безо­пасности Российской Федерации. Этот конституционный орган осу­ществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспе­чения защищенности жизненно важных интересов личности, об­щества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопас­ности. Под руководством Прези­дента Российской Федерации Со­ветом Безопасности определяют­ся жизненно важные интересы го­сударства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности, разрабатывается стратегия обес­печения безопасности России.

 Для принятия Президентом го­сударства решений по вопросам внутренней и внешней политики, предотвращения чрезвычайных ситуаций, о введении и отмене чрезвычайного положения, коор­динации деятельности федераль­ных органов исполнительной власти Совет Безопасности гото­вит ему обоснованные предложе­ния. Совет Безопасности рассмат­ривает на своих заседаниях стра­тегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Рос­сийской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в эко­номической, общественной, обо­ронной, пограничной, информа­ционной, экологической и иных сферах.

 В поле своего зрения Президент РФ держит вопросы охраны здо­ровья населения, прогнозирова­ния и предотвращения межнацио­нальных и социальных конфликтов и преодоления их последствий, обеспечения общественного сог­ласия, законности и правопоряд­ка. Совет Безопасности готовит рекомендации ему по осущес­твлению стратегии и текущей по­литики обеспечения националь­ной безопасности, координирует деятельность системы обеспече­ния национальной безопасности в вопросах военно-технического сотрудничества и информацион­ной безопасности и осуществляет контроль по реализации намечен­ных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной влас­ти субъектов Федерации.

 Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформ­ляются Указами   Президента Рос­сийской Федерации. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Со­вета Безопасности. Он руководит деятельностью аппарата Совета Безопасности, который является самостоятельным подразделени­ем Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата, кроме Секретаря Сове­та Безопасности, входят его за­местители, руководитель аппара­та, семь управлений (внутренней государственной и общественной безопасности; международных от­ношений; экономических проблем безопасности; оборонно-про­мышленной безопасности; воен­ного строительства; военной инс­пекции; информационных проб­лем безопасности) и секретариат Совета Безопасности.

2.

 Президент Российской Федера­ции как высшее должностное лицо в государстве и как Верховный Главнокомандующий Вооружен­ными Силами наделен широкими полномочиями, и на него возложе­ны важнейшие обязанности в об­ласти обеспечения обороны госу­дарства.

 Среди направлений военной по­литики Российской Федерации, которые определяет Президент, важнейшее место занимают проб­лемы создания, укрепления и со­вершенствования военной орга­низации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной тех­ники, мобилизационных возмож­ностей государства.

Организация обороны государ­ства представляет собой разнооб­разную деятельность Президента страны, различных ветвей власти, Совета Безопасности Российской Федерации, органов Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований. Она включает прогнозирование и оценку воен­ной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулиро­вание в области обороны. Важным элементом организации обороны страны являются строительство, подготовка и поддержание в необ­ходимой готовности Вооруженных Сил, совершенствование систем управления, отработка вопросов перевода деятельности государства с мирного на военное время. В мирное время под контролем Президента России планируются и осуществляются мероприятия по гражданской и территориаль­ной обороне, проводится опера­тивное оборудование территории государства для его обороны.

 Для укрепления обороны госу­дарства развиваются отрасли нау­ки, координируются действия ор­ганов государственной власти. Российская Федерация осущес­твляет международное сотрудни­чество в целях коллективной безо­пасности и совместной обороны. Конституционным правом на Пре­зидента возлагается утверждение военной доктрины как составной части концепции национальной безопасности. В военной доктри­не он объявляет официально при­нятые в государстве оценки по от­ношению войны и ее предотвра­щения, подготовку Вооруженных Сил к отражению агрессии.

 При введении военного положе­ния Президент Российской Феде­рации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Госуда­рственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

 Существует два уровня орга­нов управления обороной стра­ны:

1) совещательные - вырабаты­вают решения в области обороны страны на основе предложений, подготовленных органами госуда­рственной власти Российской Фе­дерации. В военное время они ста­новятся высшими органами руко­водства Вооруженными Силами. К ним относятся: в мирное время -Совет Безопасности Российской Федерации и межведомственные комиссии в области обороны стра­ны и военного строительства при Президенте и Правительстве Рос­сийской Федерации. В военное время на базе совещательных ор­ганов управления обороной страны создается Ставка Верховного Глав­ного командования;

  2) оперативные - вырабатывают предложения для принятия реше­ний руководством государства по вопросам обороны страны и орга­низуют выполнение этих и других решений (после их принятия) и осуществляют  оперативное  управление вооруженными форми­рованиями страны. К ним относят­ся Генеральный штаб и штабы (ор­ганы оперативного управления федеральных органов исполни­тельной власти, имеющие в своем составе вооруженные формирова­ния). Генеральный штаб является основным рабочим органом уп­равления, координирующим выра­ботку предложений в области обо­роны страны. В военное время Ге­неральный штаб становится рабо­чим органом Ставки ВГК. Гене­ральный штаб совместно с феде­ральными органами исполнитель­ной власти разрабатывает пред­ложения, которые рассматрива­ются совещательными органами управления обороной страны и яв­ляются основой принимаемых Президентом Российской Феде­рации решений.

 Среди полномочий Президента немало таких, которые самым не­посредственным образом влияют на боевую готовность Вооружен­ных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, дру­гих войск и воинских формирова­ний. Только Президенту государ­ства как Верховному Главнокоман­дующему дано право утверждать такой основополагающий доку­мент, как План применения Воору­женных Сил Российской Федера­ции. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Пре­зидентом Мобилизационного пла­на Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего го­сударственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функ­ционированию в условиях военно­го времени.

 Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Рос­сийской Федерации, местного са­моуправления и экономики стра­ны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная госу­дарственная программа опера­тивного оборудования территории Российской Федерации, планиру­ется создание запасов материаль­ных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, он утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Как глава государства в своей внеш­неполитической деятельности Президент ведет переговоры и подписывает международные до­говоры Российской Федерации в области обороны, включая и до­говоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сок­ращении и ограничении Воору­женных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации в операциях по поддержанию мира и междуна­родной безопасности, а также ут­верждает федеральные государ­ственные программы вооружения и развития оборонного промыш­ленного комплекса.

 Планы размещения на террито­рии Российской Федерации объ­ектов с ядерными зарядами, объ­ектов по ликвидации оружия мас­сового уничтожения и ядерных от­ходов также утверждаются Прези­дентом страны. Им же утвержда­ются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санк­ции Президента. Все места дисло­кации (расположения) соедине­ний и более крупных формирова­ний Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их переме­щения в другие пункты дислока­ции рассматриваются Президен­том Российской Федерации. Осу­ществляя непосредственное уп­равление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объе­динения включительно, а также штатную численность военнослу­жащих Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, других войск, во­инских формирований и органов. Он же обладает правом назначе­ния военнослужащих на должнос­ти и присвоения им высших офи­церских званий.

 Наиболее важные документы, та­кие как общевоинские уставы, по­ложения о Боевом знамени воинс­кой части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, во­енных советах, военных комиссари­атах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотс­кой жизни. Дважды в год Президент издает Указы о призыве граждан на военную службу, а также об уволь­нении с военной службы военнос­лужащих, проходящих службу по призыву.

 Глава страны устанавливает коли­чество и границы военного округа как военно-административной еди­ницы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, со­единения, воинские части.

 Как Верховный Главнокоманду­ющий Вооруженными Силами Президент страны наделен пра­вом оперативно принимать важ­нейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечени­ем безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о во­енном положении вводит в действие нормативные право­вые акты военного времени и прекращает их действие, форми­рует и упраздняет органы испол­нительной власти на период воен­ного времени в соответствии с фе­деральным конституционным за­коном о военном положении.

 В случае агрессии против Рос­сии или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о вве­дении военного положения. Оно может быть введено на террито­рии всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению либо им угрожает на­падение, или оно имеет особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Прези­дент наделяет особыми полномо­чиями органы государственной власти, органы местного самоуп­равления и организации.

 При введении военного положе­ния могут создаваться специаль­ные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем орга­нам и должностным лицам пред­писывается оказывать содействие военному командованию в ис­пользовании сил и средств данной территории для обороны, обеспе­чения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, де­монстраций, свобода печати).

 Президент Российской Федера­ции в соответствии с федеральны­ми законами вправе принять ре­шение о привлечении Вооружен­ных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению за­дач с использованием сил и средств не по их предназначению.

 Выполняя свои конституцион­ные обязанности и задачи, возло­женные на него Федеральным за­коном «Об обороне», Президент Российской Федерации - Верхов­ный Главнокомандующий Воору­женными Силами Российской Фе­дерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторо­нами процесса поддержания ар­мии и флота России в боеготовым состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безо­пастности страны.

   Таким образом, Президент Рос­сийской Федерации занимает са­мостоятельное и исключительно важное место в системе обеспече­ния безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного вза­имодействия всех ветвей власти по охране государственного суве­ренитета России, укреплению обороноспособности Вооружен­ных Сил. На Президента Российс­кой Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Заключительная часть –  10 минут. 

Подведение итогов занятия

Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия

Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку
Категория: Прапорщики | Добавил: oleninanatoly (30.04.2017)
Просмотров: 1455 | Теги: Вооружённые Силы, Главнокомандующий, Армия, ОГП, Президент, ВС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar