MENU
Главная » Статьи » Офицеры

Тема №7. Российское законодательство о свободе совести,

ПЛАН 
занятия по общественно-государственной подготовке
с офицерами учебной группы №__ _____________ войсковой части ______
____ марта 2017 года

Тема №7. Российское законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Особенности реализации религиозных потребностей верующими военнослужащими.

Занятие: лекция

Учебные цели: Привить слушателям уважение к людям разных мировоззрений, а также таким    основополагающим человеческим правам и свободам как свобода совести и вероисповедания.

Время проведения: 14.30-16.20
Место проведения: 
Материально – техническое обеспечение: наглядные пособия.

Ход занятия

Вступительная часть –  10 минут. 
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.
Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием.

Основная часть –  30 минут
1. Российское законодательство о свободе совести и свободе  вероисповедания.
2. Особенности реализации религиозных потребностей верующими военнослужащими.

1

Российское законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 При этом действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство.

 П. 3 ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит, что ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

 Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает равенство граждан Российской Федерации перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

 Поскольку Российская Федерация является светским государством, на ее территории никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 В статье 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» дается определение понятию «религиозное объединение».

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

-   вероисповедание;
-   совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
-   обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозной организацией  признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

 Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

 Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

 Например, 10 апреля 2008 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность религиозной организации «Нурджулар» и запретил ее деятельность в России.

 Перечень некоммерческих, в том числе религиозных, организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», публикуется на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

 П. 2 статьи 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» закрепляет тезис о том, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным федеральным законом, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.

 В статье 8 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится:

 1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

 2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

 3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

 4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

 5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

 Таким образом, законодательство Российской Федерации создает необходимую почву для реализации верующими военнослужащими своих конституционных прав и свобод. Решение Президента Российской Федерации от 21 июля 2009 г. о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства ускорило процесс формирования благоприятных условий для обеспечения конституционных прав военнослужащих, свободного исповедания ими своей веры и удовлетворения своих религиозных потребностей.

2

Цели и пути развития института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации на ближайшую перспективу во многом определены задачами, которые поставил Президент Российской Федерации на заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 20 марта 2012 года.

 В связи с тем что Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены исключительно для сдерживания военной угрозы и отражения агрессии, основным содержанием духовно-просветительской работы современных военных священников является не идеологическое обоснование войны, а разъяснение ее целей и задач и формирование на этом фундаменте прочной мотивационной основы участия верующего военнослужащего в боевых действиях.

 В мирное время деятельность помощников командиров по работе с верующими военнослужащими по своему содержанию - это основанная на многовековом опыте и выполняемая профессионалами-священнослужителями служба по удовлетворению духовных потребностей личного состава, духовному обеспечению его морально-психологического состояния.

 На священнослужителей возлагается и задача по постоянному мониторингу религиозной обстановки и комплексной оценке ее влияния на выполнение объединениями и соединениями задач по предназначению. Современная международная и внутриполитическая обстановка характеризуется сложностью межрелигиозных и межэтнических отношений, активностью новых религиозных образований деструктивного толка, порой имеющих руководящие центры за рубежом. Все это обязывает священнослужителей профессионально участвовать в работе по ее постоянному изучению и готовить при необходимости соответствующие рекомендации и предложения командованию.

 Руководство Минобороны России надеется, что с приходом в воинский коллектив помощник командира по работе с верующими военнослужащими будет активно организовывать духовное просвещение, участвовать в патриотическом и нравственном воспитании военнослужащих, в социальной работе. Ожидается, что в результате должно существенно меняться к лучшему морально-психологическое состояние личного состава, оздоравливаться нравственный климат в воинских коллективах, что в конечном итоге приведет к укреплению воинской дисциплины, уменьшению числа суицидальных проявлений, неуставных взаимоотношений и иных правонарушений.

Вместе с тем бытующее в обществе мнение, что институт военных священников якобы должен заменить уже существующие структуры по работе с личным составом, в корне неверно.

 Священник в армии и на флоте - это прежде всего носитель духовного опыта, духовный воспитатель и утешитель, в любой ситуации военный священник призван укреплять в воинах их духовную крепость и стойкость.

 Верующим военнослужащим сегодня нужны знания и разъяснения по нравственным вопросам войны и военного дела: первое, это сочетание заповеди «Не убий» и необходимости убивать человека в бою. Военнослужащим необходимо дать глубокое духовное обоснование и нравственное оправдание убийства человека на поле боя. Воспитывая победоносного воина, нельзя допустить его озверения, превращения в хладнокровного убийцу. Необходимо, по примеру Александра Суворова, воспитывать в нем милосердие к мирному населению и великодушие к побежденному противнику.

 Во исполнение поручения главы государства от 21 июля 2009 г. министр обороны Российской Федерации принял соответствующие решения по организации работы органов военного духовенства в Вооруженных Силах.

 Основная нагрузка по формированию новой структуры и подбору кадров для нее легла на Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Минобороны России.

 Важной частью деятельности органов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации является разработка и введение в действие ряда внутриведомственных нормативных актов Минобороны России для осуществления организационно-правового регулирования работы органов по работе с верующими военнослужащими.

 В настоящее время разработаны и приняты к руководству Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, Основы концепции работы с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации, Типовые функциональные обязанности должностных лиц органов по работе с верующими военнослужащими, Типовой трудовой договор.

 Подбор, изучение и представление кандидатов на должности в органы по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются совместно с органами военного управления и традиционными религиозными объединениями России.

 Основным руководящим документом для специалистов органов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ является утвержденное министром обороны Российской Федерации Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 января 2010 г.

 Данное Положение определяет общие принципы и устанавливает порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении реализации верующими военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации.

 Положением определено, что должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими назначаются в установленном порядке на основании решения министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений.

 В упомянутом Положении сформулированы также профессиональные требования к должностным лицам органов по работе с верующими военнослужащими. Они должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных качеств военнослужащих.

 Должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими должны:

-      быть гражданами Российской Федерации;

-     не иметь двойного гражданства;

-     не иметь судимости;

-       иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;

-       иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;

-      иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

 При назначении на руководящую должность должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.

 Также лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Минобороны России.

 Очевидно также, что священникам для работы в армии и на флоте необходимы глубокие знания: истории государственного и военного строительства России; истории войн и военного искусства, военной истории России; конституционных и законодательных основ строительства Вооруженных Сил РФ, их организационно-штатной структуры и т.д.

 Военный священник должен знать происхождение и понимать значение воинских традиций, символов, знать историю вида ВС, рода войск, соединения, части, где он служит. Важно, чтобы военный священник знал и правильно понимал основные положения общевоинских уставов, обязанности военнослужащих, порядок подчиненности, основы воинских взаимоотношений и правил воинской вежливости.

 В Положении поставлены основные задачи органов по работе с верующими военнослужащими и определены их основные функции. Определен порядок организации деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, которые выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Первые шаги на пути возрождения института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации показывают, что эта работа гармонично вписывается в процесс формирования нового облика армии и флота, вносит свой особый вклад в развитие военной организации и повышение престижа военной профессии и социального статуса военнослужащих.

 На сегодняшний день сложилась практика оказания методической помощи, административной, организационной и информационной поддержки со стороны центральных органов военного управления каждому вновь назначенному на штатную должность священнослужителю. Например, важным этапом в деле доподготовки и обмена опытом стали учебно-методические сборы военных священнослужителей, проведенные в ноябре 2011 г. в г. Ростове-на-Дону, в январе 2011 г. в Москве в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений, в Санкт-Петербурге (май 2012 г.), в Екатеринбурге (февраль 2013 г.).

 В Российской армии возрождается традиция оборудования полевых походных храмов-палаток. Так, на прошедших в 2011 году учениях «Центр-2011» палатки для верующих военнослужащих разворачивались на всех полигонах. Солдаты и офицеры даже в напряженный период учений могли получить духовную поддержку священнослужителей, помолиться, подобрать для себя религиозную литературу. Традиция оборудования палаток в религиозных целях получила свое дальнейшее развитие. Если в дореволюционный период полевые храмы-палатки устанавливались только для военнослужащих православного вероисповедания, то в настоящее время имеется опыт оборудования молитвенных палаток и для военнослужащих, исповедующих ислам.

 Но кроме успехов и положительного опыта в деле возрождения духовных традиций в Вооруженных Силах имеются и серьезные проблемы. Пожалуй, главной из них на текущий момент является то, что накоплен еще малый опыт организации взаимодействия и сотрудничества командования со священнослужителями в интересах поддержания морально-психологического состояния личного состава на должном уровне. Этим, в частности, обусловлены сложности, связанные с встраиванием мероприятий, проводимых священнослужителями в напряженном ритме повседневной боевой учебы и несения различных видов служб, вахт, дежурств и т.п.

 Кроме того, абсолютное большинство отдельно стоящих культовых сооружений на территориях Минобороны России не имеют полностью оформленной правоустанавливающей документации. Это создает проблемы и в плане реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», и в вопросах технического обслуживания и содержания зданий.

 Политическое решение руководства страны и Министерства обороны Российской Федерации о возрождении института войскового и флотского духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом Российской армии и флота по поддержанию и обеспечению его морально-психологического состояния. Первые результаты этой работы дают основание утверждать, что структура органов по работе с верующими военнослужащими будет сформирована, ее мощная нравственная сила будет всегда держать в центре своего внимания заботу о душе защитника Отечества, всемерно способствовать повышению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Заключительная часть –  10 минут.

Подведение итогов занятия
Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия
Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.

Командир ______________________
  капитан                                     А.Пупкин

 «____» марта 2017 г.

Категория: Офицеры | Добавил: oleninanatoly (06.03.2017)
Просмотров: 2017 | Теги: О свободе совести, О статусе военнослужащих, Вооруженные Силы РФ, Минобороны России, российское законодательство, военнослужащие, вероисповедание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar