MENU
Главная » Статьи » Офицеры

Тема №6 Многонациональный воинский коллектив

ПЛАН 
занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами учебной группы №__ _____________ войсковой части ______
____ февраля 2017 года

Тема №6 Многонациональный воинский коллектив. Организация воспитательной работы в воинском коллективе с учетом национально-психологических особенностей. Методика профилактики межличностных этнических конфликтов.

Занятие: Лекция.

Учебные цели:
1. Организация работы в многонациональном воинском коллективе.
2. Обучить методике профилактики межличностных этнических  конфликтов подразделениях.

Время проведения: 9.00 – 10.50
Место проведения: 
Материально – техническое обеспечение: политическая карта мира и Российской Федерации; указка;  журнал учета занятий;  конспекты слушателей; выписка из  установочного приказа командира части об организации ОГП.

Ход занятия

Вступительная часть –  10 минут. 
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.
Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием.

Основная часть –  90 минут

1. Многонациональный воинский коллектив.
2. Организация воспитательной работы в воинском коллективе с учетом национально-психологических особенностей.
3. Методика профилактики межличностных этнических  конфликтов.

В мире существует более двух тысяч наций, народностей, национальных и этнических групп. Каждая из них имеет свой язык, свою культуру, свои нравы, традиции и особенности.

Национальность – это принадлежность лица к конкретному народу, к определенному этносу, т. е. устойчивой общности людей, характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций, языка.

В пределах России живет более 120 этносов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в нашей стране обеспечивается равенство всех граждан независимо от национальности. Это непосредственно относится и к выполнению воинского долга. Защита Отечества – почетная обязанность граждан, независимо от их социальной и национальной принадлежности.

Вооруженные Силы Российской Федерации исторически сложились как многонациональные.

В условиях воинской службы не исключа­ются конфликты, связанные с национальной принадлежно­стью военнослужащих. Можно условно выделить четыре основные группы причин таких конфликтов:

-нахождение в воинских коллективах военнослужащих с отрицательными личностными качествами и негативной на­правленностью, с предубеждениями к отдельным нацио­нальным микрогруппам;

-недостатки и упущения командиров в  работе с многонациональным личным составом. Отсутствие у руководителей учета национальных особенно­стей воинов, психологии многонациональных воинских кол­лективов;

-упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставно­го порядка.

Игнорирование в обучении и воспитании вои­нов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщи­ков, мичманов и офицеров;

Отсутствие у командиров и офицеров по работе с личным составом достовер­ной и полной информации о положении дел в коллективах и об эффективности управления процессами, протекающи­ми в сфере межнациональных отношений в подразделени­ях, частях, на кораблях.

Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе между военнослужащими руково­дящему составу необходимо, прежде всего, глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений в мно­гонациональных воинских коллективах, а также прочно ос­воить различные методы их регулирования, способы свое­временного предупреждения даже мелких негативных яв­лений.

Какой бы армейский или флотский коллектив мы ни взяли, в его рядах несут службу представители многих на­ций и народностей нашей страны.

Воинские коллективы существенно раз­личаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. В более технически оснащенные воинские части и подразделения подбираются соответствен­но более подготовленные военнослужащие по уровню тех­нической и общеобразовательной подготовки, по знанию русского языка, без чего невозможно глубоко освоить слож­ные военные специальности.

Из-за неравномерной подготовленности к службе при­зывников из различных регионов страны такой подбор ав­томатически распределяет воинов по национальности, как бы мы ни стремились к достижению равного представитель­ства.

Различие воинских коллективов по уровню многонациональности делает их неодинаковыми и по содержанию меж­национальных общений военнослужащих, и по частоте воз­никающих в них конфликтных ситуаций на национальной основе.

Выделяется три типа отношений в воинских кол­лективах, в которых межнациональные общения военнослу­жащих строятся на принципиально различной основе.

           Первый тип отношений складывается в традиционных для нашей армии и флота, если рассматривать в историче­ском плане, воинских коллективах, в которых численно пре­обладают воины славянских национальностей. Жизнь и вза­имоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян, что, мо­жет быть, недостаточно осознается, но более всего совпадает с представлениями офицерского состава о том, какими должны быть взаимоотношения военнослужащих. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя свою национальную самобытность, чаще вceгo принимают присущий для таких коллективов тип от­ношений и нормы поведения. Здесь во взаимоотношениях военнослужащих огромную роль играет срок службы, сте­пень освоения военной специальности.

Второй тип отношений формируется в распространенных сегодня воинских коллективах, где военнослужащие разных национальных (национально-территориальных) групп примерно равны по численности и социальной активности. Общественно-психологические особенности этих коллективов –  традиции, нормы взаимоотношений и т. д. основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но и на чертах других, значительных по численности, национальных групп. В качестве внешнего по­казателя, по которому можно легко выделить коллективы этого типа, может служить то, что в них доля военнослужащих-славян составляет около половины.

Третий тип отношений складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности, и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Общественно-психологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей воинов этой преобладающей группы. Соответствующий характер приоб­ретают здесь межличностные отношения военнослужащих. В коллективах этого типа военнослужащие-славяне состав­ляют обычно меньшинство.

2.

   В воинских коллективах с разной национальной струк­турой и содержанием межнациональных общений военно­служащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению.

Командиру, его заместителю для успешного управления воин­ским коллективом, организации в нем воспитательной работы по предупреждению конфликтов на национальной основе необходимо хорошо разбираться в неформальных взаимоотношениях военнослу­жащих. Для этого целесообразно не реже чем раз в полгода в рам­ках индивидуальной воспитательной работы проводить целенаправ­ленное изучение неформальной структуры подразделения.

Суть проводимой работы состоит в следующем. Из числа воен­нослужащих подразделения подбирается 5—6 воинов разных перио­дов службы, национальности и места призыва, хорошо знающих жизнь и личный состав коллектива. Они в качестве «экспертов» по очереди приглашаются на беседу. Каждому предлагается по имен­ному списку подразделения (по памяти) перечислить фамилии во­еннослужащих, которые находятся друг с другом в дружеских отно­шениях, оказывают взаимную помощь и поддержку.

Со слов каждого опрашиваемого определяется состав называе­мых дружеских микрогрупп воинов. Важное требование, расходя­щееся с общепринятым мнением о том, что во время индивидуаль­ной беседы не следует ничего записывать, состоит в привлечении «эксперта» к творческой работе по составлению и описанию системы внутриколлективных отношений. Откровенность разговора не снизит­ся, если сделать акцент в вопросах именно на их положительном аспекте — о дружеских взаимоотношениях воинов. Запись по ходу беседы необходима для того, чтобы получить точную и полную ин­формацию.

Каждому приглашенному на беседу эксперту предлагается озна­комиться с выделенными с его слов дружескими неформальными группами воинов, внести при этом необходимые коррективы. После этого предлагается охарактеризовать каждую из выделенных микро­групп. А именно:

а) определить, что именно объединяет ее членов — период слу­жбы, национальность, место призыва, общность интересов, сходство политических взглядов и т. п.;

б) охарактеризовать направленность настроений, целей деятельности каждой из этих групп с точки зрения их влияния на боевую готовность и дисциплину личного состава — «положительная», «нейтральная», «отрицательная»;

в) оценить по пятибалльной шкале уровень их авторитетности в коллективе;

г) назвать лидеров или наиболее авторитетных в группе лиц, охарактеризовать слагаемые их авторитета;

д) охарактеризовать взаимоотношения между этими группами воинов — дружеские, нейтральные, отношения соперничества и др.

Все эти известные для каждого члена коллектива вещи, о которых надо просто уметь спросить в привычных для воина выражениях, чтобы он понял, о чем идет речь. Получаемая информация заносится на специально подготовленные бланки.

После проведения бесед со всеми «экспертами» полученная ин­формация обобщается. На ее основе составляется графическая схема взаимоотношений воинов и микрогрупп воинов в коллективе.

Конфликты в многонациональном воинском коллективе могут иметь самое различное содержание.

Как известно, конфликтная ситуация разворачивается во времени и проходит определенные этапы, стадии разви­тия:

- предконфликтный период, во время которого возника­ет острое разногласие на почве расхождения интересов сто­рон;

-собственно конфликт, когда первоначальное «соперни­чество» сменяется противоборством участников;

- разрешение конфликта, включающее достижение цели одной или обе­ими сторонами.

Что же чаще всего становится причиной возникновения конфликтных ситуаций на национальной основе в много­национальных воинских коллективах? это прежде всего:

-негативное отношение к воинской службе солдат отдель­ных национальностей, формирующееся под влиянием анти­армейских и пацифистских настроений, антиармейской про­паганды;

-неудовлетворительное знание военнослужащими некото­рых национальностей русского языка;

-наличие противоречивых национальных особенностей у военнослужащих, различие усвоенных с детства обычаев, традиций, норм общения и поведения, отсутствие реального опыта взаимоотношений с людьми других национальностей, низкая культура межнационального общения;

-наличие у некоторых военнослужащих националистиче­ских взглядов, предубеждений, установок, сформировавших­ся как до службы в армии, так и возникших во время службы из-за недостатков и упущений в воспитательной работе;

-различия религиозной ориентации отдельных народов, к которым принадлежат воины разных национальностей, со­хранение в их исторической памяти взаимных претензий и обид, негативных стереотипов, в определенной мере про­являющихся и в условиях службы.

Для успеха профилактической работы следует также помнить, что конфликтная ситуация на национальной осно­ве в многонациональном воинском коллективе может разви­ваться на различных уровнях.

Внутриличностном — когда противоречие, столкновение мотивов, интересов и потребностей возникает у одного и то­го же человека, например, в связи с противоречием между усвоенными с детства нормами поведения и требованиями к поведению в воинском коллективе. В этом случае воин как бы борется с самим собой и конфликт приобретает пси­хологический характер.

Межличностном — когда люди, преследуя личные цели, либо придерживаются несовместимых ценностных ориента­ции, моральных норм и пытаются реализовать их во взаи­моотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.

Межгрупповом — в качестве конфликтующих сторон выступают определенным образом объединенные группы людей, преследующие групповые цели и своими практиче­скими действиями препятствующие друг другу, например, в борьбе за лидерство в коллективе.

Очевидно, когда конфликтная ситуация приобретает межгрупповой характер, она становится более социально опасной.

Исследования показывают, что в воинских коллективах с различным уровнем многонациональности и содержанием межнациональных общений военнослужащих колеблется и частота возникновения конфликтных ситуаций на нацио­нальной основе.

3.

Воинские коллективы первого типа отношений

Решающее значение в системе отношений военнослужа­щих в коллективах данного типа имеют срок службы, опыт, накопленный за время ее прохождения, практические на­выки, личностные качества воинов. В коллективах этого типа нормы взаимоотношений, традиции, особенности ми­ропонимания военнослужащих, основные принципы организации жизнедеятельности базируются на национальных особенностях.

Конфликты в воинских коллективах возникают преиму­щественно между воинами различных периодов службы. Конфликтные ситуации на национальной основе носят, как правило, эпизодический, индивидуально-личностный характер, связаны с трудностями обучения и воспитания отдельных представителей других национальностей из-за их недостаточной подготовленности к службе и слабого знания русского языка.

Профилактика возникающих здесь конфликтных ситуаций на национальной почве основывается поэтому на усилении индивидуальной воспитательной работы, прежде всего по отношению к немногочисленным военнослужащим неславянских национальностей. Работа по изучению личностных качеств воинов начинается с изучения особенностей молодых солдат в период проведения сборов с молодым пополнением. В это время проводится первое углубленное изучение их личностных особенностей, выясняются жизненные установки воинов. Солдаты рассказывают о себе, своих интересах, целях, планах по от­ношению к предстоящей службе на собраниях личного состава, тематических вечерах «Представляюсь коллективу», индивидуальных беседах с сержантами, прапорщиками и офицерами, наставниками молодых солдат.

Заполненные в процессе различных мероприятий анкеты, бланки тестов, опросные листы, написанные по стилизованной форме, автобиографии, а также выводы, сделанные офицерами, аккуратно собираются и сохраняются на весь период службы воинов.

Родителям и по месту прежней работы или учебы воина посылается запрос. В нем говорится о традициях части, излагается просьба поделиться советами по воспитанию сына, учащегося, воспитанника рабочего коллектива ит. д. Поступаю­щие отзывы об увлечениях, интересах, особенностях харак­тера того или иного воина анализируются, обобщаются и вкладываются в своего рода «личные дела» военнослужа­щих.

На протяжении всей службы продолжается изучение личности солдата.

Что нужно, чтобы «изучить личность воина»? Для этого требуется:

-определить степень развития, образованности, эрудиро­ванности, коллективизма, трудолюбия, дисциплинированно­сти, интернационального воспитания, национальных особен­ностей, владения русским языком, а также волевых, эмо­циональных и интеллектуальных качеств;

-выявить взаимосвязь, круг общения призывника, суще­ствовавший до службы в армии и особенности социального окружения в воинском коллективе, проанализировать на­правленность микрогрупп, членом которых является воен­нослужащий, решаемые им социальные роли;

-учесть возрастные особенности личности, социальное влияние национальной среды, возможный опыт антисоци­ального поведения, который может привести к срывам в поведении и взаимоотношениях воина;

-проанализировать пройденный молодым человеком жиз­ненный путь, его достижения и неудачи;

-учесть личностный опыт, систему сложившихся у чело­века жизненных ценностей и ориентиров, наличие профес­сионально-трудовых навыков;

-обратить внимание на физическое развитие, потенциаль­ные возможности и устойчивость нервной системы воина, уровень физической и психической работоспособности, пси­хологической устойчивости;

-определить задачи по обучению и воспитанию воина, этапы решения задач, выбрать промежуточные и конечные цели, способы и пути их достижения.

Работа по изучению личности солдата, на­чиная со дня его прибытия в часть, не должна прерываться при переводах воинов из подразделе­ния в подразделение.

В подразделениях второго типа (т. е. в подразделениях, где численность военнослужащих различных национальностей примерно одинакова, а представители славянских народов составляют менее половины от общего числа) во взаимоотношениях между военнослужащими особое значение приобретает национальная принадлежность воинов. По национальному признаку здесь образуются практически все неформальные микро-группы военнослужащих. Они активно включаются в борьбу за лидерство в коллективе. В результате традиции, нормы взаимоотношений, ценностные ориентации в подразделениях данного типа развиваются, прежде всего, в рамках отдельных национальных групп военнослужащих. Взаимоотношения военнослужащих различных национальностей характеризуются высокой динамичностью и напряженностью.

Обычно в коллективах «второго» типа, военнослужащие группируются в три основных блока: «кавказский», «среднеазиатский» и «европейский», которые в свою очередь состоят из отдельных националь­ных микрогрупп.

Военнослужащие славянских национальностей в коллек­тивах, этого типа практически редко занимают лидирующее положение, иногда лишь соперничая с другими группами за лидерство.

Огромную роль в этих коллективах играют лидеры на­циональных микрогрупп, выражающие и защищающие на­ционально-групповые интересы воинов. В своих поступках и взаимоотношениях военнослужащие руководствуются в первую очередь национально-групповыми интересами. Опре­деленное значение здесь сохраняет разделение воинов по сроку службы, по военной специальности, по интересам.

Конфликтные ситуации на национальной основе носят в коллективах этого типа ярко выраженный национально-групповой характер. Эти коллективы отличаются повышенной конфликтностью.

Профилактика конфликтных ситуаций, возникающих на национальной основе в многонациональных воинских кол­лективах «второго» типа, основывается на особо вниматель­ном отношении к содержанию складывающихся здесь на­ционально-групповых отношений военнослужащих.

Командирам следует определить: сколько и ка­ких национальных и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто из их членов пользуется у со­отечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по от­ношению к воинской службе, боевой подготовке.

Для решения данного круга задач существует немалое число методов: наблюдения и фиксирования результатов; сбор информации по интересующим вопросам в процессе бесед с воинами, на занятиях, в дис­куссиях и других формах общения, при проведении вече­ров «вопросов и ответов», анкетировании и опросах воинов; социометрические методы изучения внутриколлективных отношений; обобщение и анализ информации, полученной из различных источников, по определенному алгоритму, и другие.

Разобравшись в структуре межличностных и межгруп­повых отношений военнослужащих разных национально­стей в основных сферах жизни и деятельности воинского коллектива (боевой подготовке и службе войск), можно углубить познание психологии коллектива, изучив состояние межлич­ностных отношений в микрогруппах.

Самым действенным средством вли­яния на общественное мнение в национальных микрогруп­пах служит индивидуальная воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными вои­нами.

Наиболее сложные межнациональные отношения складываются в подразделениях третьего типа, т. е. тех, в которых преобладают представители какой-либо одной неславянской этнической группы.

Взаимоотношения военнослужащих в указанных подразделениях складываются как отношения прочного лидерства одной численно преобладающей национальной (национально-территориальной) группы. Обычно это бывает блок микрогрупп военнослужащих азиатских и кавказских национальностей. Они оказывают друг другу определенную поддержку, однако особой сплоченностью в целом не отличаются.

Военнослужащие кавказских национальностей, если они из-за малочисленности не могут претендовать на лидерство, стремятся в коллективе этого типа занять обособленное, независимое положение.

Военнослужащие славянских национальностей занимают здесь в какой-то степени подчиненное положение. В целом взаимоотношения в коллективах данного типа довольно ус­тойчивые. Быстро налаживаются внутри коллективные свя­зи после каждого очередного призыва.

Социально-психологические особенности такого подразделения основываются преимущественно на национальных особенностях преобладающих в подразделении национальных групп военнослужащих.

Основу отношений в коллективе составляют не столько межнациональные отношения, сколько внутринациональные отношения в национальных группах. Причем часто разделение воинов на микрогруппы в национальных группах происходит по самым различным основаниям — по сроку службы, по месту призыва, по социальному происхождению, по образованности, по воинским специальностям, по должностному положению и др. Поэтому число конфликтов на национальной основе приблизительно уравновешивается таким же числом внутринациональных конфликтов.

Традиционные формы организаторской и воспитатель­ной работы, в том числе по профилактике конфликтных си­туаций в коллективах этого типа, могут использоваться лишь на основе всестороннего учета национально-групповой расстановки сил в подразделении, глубокого знания нацио­нальных особенностей и традиций преобладающей в кол­лективе национальной или национально-территориальной группы.

Необходимо учесть и то, что формы разрешения межна­циональных конфликтов в коллективах данного типа, как правило, могут быть далеко не цивилизованными, ставка в абсолютном большинстве делается не на урегулирование проблем путем переговоров, достижение соглашений, а на физическое и моральное подавление соперников, на силу.

Конечно, есть и примеры образцовой организации воин­ской службы, боевой подготовки и службы войск, форми­рования в подразделениях данного типа здорового мораль­но-психологического климата, высокой сознательности и от­ветственности воинского коллектива и отдельных воинов за боевую готовность подразделения; Но это, скорее всего, ис­ключение. И причина тут одна — неготовность большинства офицеров к работе с многонациональными коллективами данного типа.

Профилактика конфликтов на национальной основе может строиться достаточно эффективно, если командирам и заместителям удастся сформировать дружественные отношения между лидерами национальных микрогрупп воинов.

В зависимости от уровня подготовленности руководителей воинского коллектива могут применяться для профилактики конфликтов на национальной основе и другие, описанные ранее методы и приемы.

Предлагаемые методические рекомендации по профилак­тике конфликтов в воинских коллективах, возникающих на национальной основе, не претендуют на всеохватывающий характер, а являются обобщением уже имеющегося в вой­сках опыта работы командиров и их заместителей по работе с личным составом. Нет и не может быть единых рецептов на все случаи жизни и для любых подразделений и частей. Поэтому и предложена не совсем обычная классификация воинских коллективов по уровню многонациональности. Как мы убедились, она впол­не приемлема и имеет право на существование, так как по­зволяет оптимизировать весь учебно-воспитательный про­цесс, а также систематизировать работу по профилактике межнациональных конфликтов и трений.

Заключительная часть –  10 минут.

Подведение итогов занятия
Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия
Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку

Командир ______________________
капитан                               А.Пупкин

 «____» февраля 2017 г.

Категория: Офицеры | Добавил: oleninanatoly (06.03.2017)
Просмотров: 1769 | Теги: Армия, военнослужащие, межнациональные отношения, Защита Отечества, Многонациональный воинский коллекти, воинский коллектив | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar