Главная » Статьи » Офицеры |
ПЛАН
занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами учебной группы №__ _____________ войсковой части ______ ____ февраля 2017 года Тема №6 Многонациональный воинский коллектив. Организация воспитательной работы в воинском коллективе с учетом национально-психологических особенностей. Методика профилактики межличностных этнических конфликтов.Занятие: Лекция. Учебные цели: Время проведения: 9.00 – 10.50 Ход занятия Вступительная часть – 10 минут. Основная часть – 90 минут 1. Многонациональный воинский коллектив. В мире существует более двух тысяч наций, народностей, национальных и этнических групп. Каждая из них имеет свой язык, свою культуру, свои нравы, традиции и особенности. Национальность – это принадлежность лица к конкретному народу, к определенному этносу, т. е. устойчивой общности людей, характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций, языка. В пределах России живет более 120 этносов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в нашей стране обеспечивается равенство всех граждан независимо от национальности. Это непосредственно относится и к выполнению воинского долга. Защита Отечества – почетная обязанность граждан, независимо от их социальной и национальной принадлежности. Вооруженные Силы Российской Федерации исторически сложились как многонациональные. В условиях воинской службы не исключаются конфликты, связанные с национальной принадлежностью военнослужащих. Можно условно выделить четыре основные группы причин таких конфликтов: -нахождение в воинских коллективах военнослужащих с отрицательными личностными качествами и негативной направленностью, с предубеждениями к отдельным национальным микрогруппам; -недостатки и упущения командиров в работе с многонациональным личным составом. Отсутствие у руководителей учета национальных особенностей воинов, психологии многонациональных воинских коллективов; -упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставного порядка. Игнорирование в обучении и воспитании воинов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицеров; Отсутствие у командиров и офицеров по работе с личным составом достоверной и полной информации о положении дел в коллективах и об эффективности управления процессами, протекающими в сфере межнациональных отношений в подразделениях, частях, на кораблях. Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе между военнослужащими руководящему составу необходимо, прежде всего, глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах, а также прочно освоить различные методы их регулирования, способы своевременного предупреждения даже мелких негативных явлений. Какой бы армейский или флотский коллектив мы ни взяли, в его рядах несут службу представители многих наций и народностей нашей страны. Воинские коллективы существенно различаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. В более технически оснащенные воинские части и подразделения подбираются соответственно более подготовленные военнослужащие по уровню технической и общеобразовательной подготовки, по знанию русского языка, без чего невозможно глубоко освоить сложные военные специальности. Из-за неравномерной подготовленности к службе призывников из различных регионов страны такой подбор автоматически распределяет воинов по национальности, как бы мы ни стремились к достижению равного представительства. Различие воинских коллективов по уровню многонациональности делает их неодинаковыми и по содержанию межнациональных общений военнослужащих, и по частоте возникающих в них конфликтных ситуаций на национальной основе. Выделяется три типа отношений в воинских коллективах, в которых межнациональные общения военнослужащих строятся на принципиально различной основе. Первый тип отношений складывается в традиционных для нашей армии и флота, если рассматривать в историческом плане, воинских коллективах, в которых численно преобладают воины славянских национальностей. Жизнь и взаимоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян, что, может быть, недостаточно осознается, но более всего совпадает с представлениями офицерского состава о том, какими должны быть взаимоотношения военнослужащих. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя свою национальную самобытность, чаще вceгo принимают присущий для таких коллективов тип отношений и нормы поведения. Здесь во взаимоотношениях военнослужащих огромную роль играет срок службы, степень освоения военной специальности. Второй тип отношений формируется в распространенных сегодня воинских коллективах, где военнослужащие разных национальных (национально-территориальных) групп примерно равны по численности и социальной активности. Общественно-психологические особенности этих коллективов – традиции, нормы взаимоотношений и т. д. основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но и на чертах других, значительных по численности, национальных групп. В качестве внешнего показателя, по которому можно легко выделить коллективы этого типа, может служить то, что в них доля военнослужащих-славян составляет около половины. Третий тип отношений складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности, и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Общественно-психологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей воинов этой преобладающей группы. Соответствующий характер приобретают здесь межличностные отношения военнослужащих. В коллективах этого типа военнослужащие-славяне составляют обычно меньшинство. 2. В воинских коллективах с разной национальной структурой и содержанием межнациональных общений военнослужащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению. Командиру, его заместителю для успешного управления воинским коллективом, организации в нем воспитательной работы по предупреждению конфликтов на национальной основе необходимо хорошо разбираться в неформальных взаимоотношениях военнослужащих. Для этого целесообразно не реже чем раз в полгода в рамках индивидуальной воспитательной работы проводить целенаправленное изучение неформальной структуры подразделения. Суть проводимой работы состоит в следующем. Из числа военнослужащих подразделения подбирается 5—6 воинов разных периодов службы, национальности и места призыва, хорошо знающих жизнь и личный состав коллектива. Они в качестве «экспертов» по очереди приглашаются на беседу. Каждому предлагается по именному списку подразделения (по памяти) перечислить фамилии военнослужащих, которые находятся друг с другом в дружеских отношениях, оказывают взаимную помощь и поддержку. Со слов каждого опрашиваемого определяется состав называемых дружеских микрогрупп воинов. Важное требование, расходящееся с общепринятым мнением о том, что во время индивидуальной беседы не следует ничего записывать, состоит в привлечении «эксперта» к творческой работе по составлению и описанию системы внутриколлективных отношений. Откровенность разговора не снизится, если сделать акцент в вопросах именно на их положительном аспекте — о дружеских взаимоотношениях воинов. Запись по ходу беседы необходима для того, чтобы получить точную и полную информацию. Каждому приглашенному на беседу эксперту предлагается ознакомиться с выделенными с его слов дружескими неформальными группами воинов, внести при этом необходимые коррективы. После этого предлагается охарактеризовать каждую из выделенных микрогрупп. А именно: а) определить, что именно объединяет ее членов — период службы, национальность, место призыва, общность интересов, сходство политических взглядов и т. п.; б) охарактеризовать направленность настроений, целей деятельности каждой из этих групп с точки зрения их влияния на боевую готовность и дисциплину личного состава — «положительная», «нейтральная», «отрицательная»; в) оценить по пятибалльной шкале уровень их авторитетности в коллективе; г) назвать лидеров или наиболее авторитетных в группе лиц, охарактеризовать слагаемые их авторитета; д) охарактеризовать взаимоотношения между этими группами воинов — дружеские, нейтральные, отношения соперничества и др. Все эти известные для каждого члена коллектива вещи, о которых надо просто уметь спросить в привычных для воина выражениях, чтобы он понял, о чем идет речь. Получаемая информация заносится на специально подготовленные бланки. После проведения бесед со всеми «экспертами» полученная информация обобщается. На ее основе составляется графическая схема взаимоотношений воинов и микрогрупп воинов в коллективе. Конфликты в многонациональном воинском коллективе могут иметь самое различное содержание. Как известно, конфликтная ситуация разворачивается во времени и проходит определенные этапы, стадии развития: - предконфликтный период, во время которого возникает острое разногласие на почве расхождения интересов сторон; -собственно конфликт, когда первоначальное «соперничество» сменяется противоборством участников; - разрешение конфликта, включающее достижение цели одной или обеими сторонами. Что же чаще всего становится причиной возникновения конфликтных ситуаций на национальной основе в многонациональных воинских коллективах? это прежде всего: -негативное отношение к воинской службе солдат отдельных национальностей, формирующееся под влиянием антиармейских и пацифистских настроений, антиармейской пропаганды; -неудовлетворительное знание военнослужащими некоторых национальностей русского языка; -наличие противоречивых национальных особенностей у военнослужащих, различие усвоенных с детства обычаев, традиций, норм общения и поведения, отсутствие реального опыта взаимоотношений с людьми других национальностей, низкая культура межнационального общения; -наличие у некоторых военнослужащих националистических взглядов, предубеждений, установок, сформировавшихся как до службы в армии, так и возникших во время службы из-за недостатков и упущений в воспитательной работе; -различия религиозной ориентации отдельных народов, к которым принадлежат воины разных национальностей, сохранение в их исторической памяти взаимных претензий и обид, негативных стереотипов, в определенной мере проявляющихся и в условиях службы. Для успеха профилактической работы следует также помнить, что конфликтная ситуация на национальной основе в многонациональном воинском коллективе может развиваться на различных уровнях. Внутриличностном — когда противоречие, столкновение мотивов, интересов и потребностей возникает у одного и того же человека, например, в связи с противоречием между усвоенными с детства нормами поведения и требованиями к поведению в воинском коллективе. В этом случае воин как бы борется с самим собой и конфликт приобретает психологический характер. Межличностном — когда люди, преследуя личные цели, либо придерживаются несовместимых ценностных ориентации, моральных норм и пытаются реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон. Межгрупповом — в качестве конфликтующих сторон выступают определенным образом объединенные группы людей, преследующие групповые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу, например, в борьбе за лидерство в коллективе. Очевидно, когда конфликтная ситуация приобретает межгрупповой характер, она становится более социально опасной. Исследования показывают, что в воинских коллективах с различным уровнем многонациональности и содержанием межнациональных общений военнослужащих колеблется и частота возникновения конфликтных ситуаций на национальной основе. 3. Воинские коллективы первого типа отношений Решающее значение в системе отношений военнослужащих в коллективах данного типа имеют срок службы, опыт, накопленный за время ее прохождения, практические навыки, личностные качества воинов. В коллективах этого типа нормы взаимоотношений, традиции, особенности миропонимания военнослужащих, основные принципы организации жизнедеятельности базируются на национальных особенностях. Конфликты в воинских коллективах возникают преимущественно между воинами различных периодов службы. Конфликтные ситуации на национальной основе носят, как правило, эпизодический, индивидуально-личностный характер, связаны с трудностями обучения и воспитания отдельных представителей других национальностей из-за их недостаточной подготовленности к службе и слабого знания русского языка. Профилактика возникающих здесь конфликтных ситуаций на национальной почве основывается поэтому на усилении индивидуальной воспитательной работы, прежде всего по отношению к немногочисленным военнослужащим неславянских национальностей. Работа по изучению личностных качеств воинов начинается с изучения особенностей молодых солдат в период проведения сборов с молодым пополнением. В это время проводится первое углубленное изучение их личностных особенностей, выясняются жизненные установки воинов. Солдаты рассказывают о себе, своих интересах, целях, планах по отношению к предстоящей службе на собраниях личного состава, тематических вечерах «Представляюсь коллективу», индивидуальных беседах с сержантами, прапорщиками и офицерами, наставниками молодых солдат. Заполненные в процессе различных мероприятий анкеты, бланки тестов, опросные листы, написанные по стилизованной форме, автобиографии, а также выводы, сделанные офицерами, аккуратно собираются и сохраняются на весь период службы воинов. Родителям и по месту прежней работы или учебы воина посылается запрос. В нем говорится о традициях части, излагается просьба поделиться советами по воспитанию сына, учащегося, воспитанника рабочего коллектива ит. д. Поступающие отзывы об увлечениях, интересах, особенностях характера того или иного воина анализируются, обобщаются и вкладываются в своего рода «личные дела» военнослужащих. На протяжении всей службы продолжается изучение личности солдата. Что нужно, чтобы «изучить личность воина»? Для этого требуется: -определить степень развития, образованности, эрудированности, коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности, интернационального воспитания, национальных особенностей, владения русским языком, а также волевых, эмоциональных и интеллектуальных качеств; -выявить взаимосвязь, круг общения призывника, существовавший до службы в армии и особенности социального окружения в воинском коллективе, проанализировать направленность микрогрупп, членом которых является военнослужащий, решаемые им социальные роли; -учесть возрастные особенности личности, социальное влияние национальной среды, возможный опыт антисоциального поведения, который может привести к срывам в поведении и взаимоотношениях воина; -проанализировать пройденный молодым человеком жизненный путь, его достижения и неудачи; -учесть личностный опыт, систему сложившихся у человека жизненных ценностей и ориентиров, наличие профессионально-трудовых навыков; -обратить внимание на физическое развитие, потенциальные возможности и устойчивость нервной системы воина, уровень физической и психической работоспособности, психологической устойчивости; -определить задачи по обучению и воспитанию воина, этапы решения задач, выбрать промежуточные и конечные цели, способы и пути их достижения. Работа по изучению личности солдата, начиная со дня его прибытия в часть, не должна прерываться при переводах воинов из подразделения в подразделение. В подразделениях второго типа (т. е. в подразделениях, где численность военнослужащих различных национальностей примерно одинакова, а представители славянских народов составляют менее половины от общего числа) во взаимоотношениях между военнослужащими особое значение приобретает национальная принадлежность воинов. По национальному признаку здесь образуются практически все неформальные микро-группы военнослужащих. Они активно включаются в борьбу за лидерство в коллективе. В результате традиции, нормы взаимоотношений, ценностные ориентации в подразделениях данного типа развиваются, прежде всего, в рамках отдельных национальных групп военнослужащих. Взаимоотношения военнослужащих различных национальностей характеризуются высокой динамичностью и напряженностью. Обычно в коллективах «второго» типа, военнослужащие группируются в три основных блока: «кавказский», «среднеазиатский» и «европейский», которые в свою очередь состоят из отдельных национальных микрогрупп. Военнослужащие славянских национальностей в коллективах, этого типа практически редко занимают лидирующее положение, иногда лишь соперничая с другими группами за лидерство. Огромную роль в этих коллективах играют лидеры национальных микрогрупп, выражающие и защищающие национально-групповые интересы воинов. В своих поступках и взаимоотношениях военнослужащие руководствуются в первую очередь национально-групповыми интересами. Определенное значение здесь сохраняет разделение воинов по сроку службы, по военной специальности, по интересам. Конфликтные ситуации на национальной основе носят в коллективах этого типа ярко выраженный национально-групповой характер. Эти коллективы отличаются повышенной конфликтностью. Профилактика конфликтных ситуаций, возникающих на национальной основе в многонациональных воинских коллективах «второго» типа, основывается на особо внимательном отношении к содержанию складывающихся здесь национально-групповых отношений военнослужащих. Командирам следует определить: сколько и каких национальных и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто из их членов пользуется у соотечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по отношению к воинской службе, боевой подготовке. Для решения данного круга задач существует немалое число методов: наблюдения и фиксирования результатов; сбор информации по интересующим вопросам в процессе бесед с воинами, на занятиях, в дискуссиях и других формах общения, при проведении вечеров «вопросов и ответов», анкетировании и опросах воинов; социометрические методы изучения внутриколлективных отношений; обобщение и анализ информации, полученной из различных источников, по определенному алгоритму, и другие. Разобравшись в структуре межличностных и межгрупповых отношений военнослужащих разных национальностей в основных сферах жизни и деятельности воинского коллектива (боевой подготовке и службе войск), можно углубить познание психологии коллектива, изучив состояние межличностных отношений в микрогруппах. Самым действенным средством влияния на общественное мнение в национальных микрогруппах служит индивидуальная воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными воинами. Наиболее сложные межнациональные отношения складываются в подразделениях третьего типа, т. е. тех, в которых преобладают представители какой-либо одной неславянской этнической группы. Взаимоотношения военнослужащих в указанных подразделениях складываются как отношения прочного лидерства одной численно преобладающей национальной (национально-территориальной) группы. Обычно это бывает блок микрогрупп военнослужащих азиатских и кавказских национальностей. Они оказывают друг другу определенную поддержку, однако особой сплоченностью в целом не отличаются. Военнослужащие кавказских национальностей, если они из-за малочисленности не могут претендовать на лидерство, стремятся в коллективе этого типа занять обособленное, независимое положение. Военнослужащие славянских национальностей занимают здесь в какой-то степени подчиненное положение. В целом взаимоотношения в коллективах данного типа довольно устойчивые. Быстро налаживаются внутри коллективные связи после каждого очередного призыва. Социально-психологические особенности такого подразделения основываются преимущественно на национальных особенностях преобладающих в подразделении национальных групп военнослужащих. Основу отношений в коллективе составляют не столько межнациональные отношения, сколько внутринациональные отношения в национальных группах. Причем часто разделение воинов на микрогруппы в национальных группах происходит по самым различным основаниям — по сроку службы, по месту призыва, по социальному происхождению, по образованности, по воинским специальностям, по должностному положению и др. Поэтому число конфликтов на национальной основе приблизительно уравновешивается таким же числом внутринациональных конфликтов. Традиционные формы организаторской и воспитательной работы, в том числе по профилактике конфликтных ситуаций в коллективах этого типа, могут использоваться лишь на основе всестороннего учета национально-групповой расстановки сил в подразделении, глубокого знания национальных особенностей и традиций преобладающей в коллективе национальной или национально-территориальной группы. Необходимо учесть и то, что формы разрешения межнациональных конфликтов в коллективах данного типа, как правило, могут быть далеко не цивилизованными, ставка в абсолютном большинстве делается не на урегулирование проблем путем переговоров, достижение соглашений, а на физическое и моральное подавление соперников, на силу. Конечно, есть и примеры образцовой организации воинской службы, боевой подготовки и службы войск, формирования в подразделениях данного типа здорового морально-психологического климата, высокой сознательности и ответственности воинского коллектива и отдельных воинов за боевую готовность подразделения; Но это, скорее всего, исключение. И причина тут одна — неготовность большинства офицеров к работе с многонациональными коллективами данного типа. Профилактика конфликтов на национальной основе может строиться достаточно эффективно, если командирам и заместителям удастся сформировать дружественные отношения между лидерами национальных микрогрупп воинов. В зависимости от уровня подготовленности руководителей воинского коллектива могут применяться для профилактики конфликтов на национальной основе и другие, описанные ранее методы и приемы. Предлагаемые методические рекомендации по профилактике конфликтов в воинских коллективах, возникающих на национальной основе, не претендуют на всеохватывающий характер, а являются обобщением уже имеющегося в войсках опыта работы командиров и их заместителей по работе с личным составом. Нет и не может быть единых рецептов на все случаи жизни и для любых подразделений и частей. Поэтому и предложена не совсем обычная классификация воинских коллективов по уровню многонациональности. Как мы убедились, она вполне приемлема и имеет право на существование, так как позволяет оптимизировать весь учебно-воспитательный процесс, а также систематизировать работу по профилактике межнациональных конфликтов и трений. Заключительная часть – 10 минут. Подведение итогов занятия Командир ______________________
| |
Просмотров: 1769 | | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|