Главная » Статьи » Офицеры |
ПЛАН занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами учебных групп №____ войсковой части _______ 1 декабря 2017 года. Тема№1 Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации и их задачи в 2017 учебном году. Занятие: Лекция. Учебные цели: Время проведения: 09.00-10.50 Материально – техническое обеспечение: план занятия, политическая карта мира и России, наглядные пособия, указка Ход занятия Вступительная часть – 10 минут. Основная часть – 90 минут. Характер изменений в самых различных сферах и областях жизнедеятельности человечества (политике, экономике, общественной жизни, военном деле) в последние годы показывает, что под влиянием резкого развития и повсеместного распространения в развитых и развивающихся странах передовых промышленных, информационных, социальных и военных технологий меняется мировой порядок.
Основы существующего мирового порядка были заложены странами - победителями во Второй мировой войне и приобрели законченный вид в конце XX века, когда США в ходе «холодной войны» против СССР закрепили свое : безоговорочное мировое лидерство и право единолично решать мировые и региональные проблемы исключительно в своих интересах и в интересах своих союзников. Попытки России, Китая, Индии, ряда других стран в новых условиях добиться большего учета своих интересов при преодолении проблем в условиях глобализированной экономики, установить справедливый баланс влияния и сил, возможность в полной мере реализовать свой суверенитет над своими территориями и ресурсами, натолкнулись на активное противодействие со стороны США. Это противодействие проявляется в различных сферах и областях мирового пространства, сопровождается давлением (как скрытым; так и открытым) как на государства, посмевшие заявить о пересмотре международных правил и стандартов, так и другие государства и международные организации (например, ООН, ОБСЕ) с целью подключения их к давлению (в форме санкций, конфликтов, провокаций, дестабилизации внутриполитической обстановки и т. п.) на Россию, ее союзников и стратегических партнеров. В этих условиях, когда созданные ранее наднациональные правовые и организационные механизмы разрешения про международного права и решения Кировых проблем должным образом не действуют или используются США в интересах оказания давления на Россию, особое значение приобретает возможность государства обеспечивать свою безопасность, а также устойчивое технологическое развитие с использование ем военной силы. Курс руководства России на решительные преобразования в экономике страны через развитие собственного производства и технологий, активную внешнюю политику, через полноправное включение в деятельность нарождающихся новых мировых экономических центров (в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Южной Америке и Азии) требует проведения соответствующей военной политики и создания Вооруженных Сил, способных обеспечить защиту национальных интересов страны в различных условиях развития геополитической ситуации в мире. События двух последних лет показали, что основной вектор изменений в мире остался прежним. Его характерными чертами являются интенсификация перехода мировой экономики к новому технологическому укладу и стремление единственного глобального «центра силы» (США) сохранить в новых условиях существующую геополитическую модель однополярного мира, заменив ее на так называемую квазидвуполярную, в которой роль второго «полюса» играют так называемые центры мирового зла. Последними являются государства, которые, по мнению США и их союзников, являются главными источниками всех мировых проблем. В настоящее время западной пропагандой «центром зла» вместо Ирана, как страны, пытающейся «незаконно» овладеть ядерными военными технологиями, и ранее СССР, объявлена Россия как ядерная и энергетическая сверхдержава, стремящаяся «господствовать» на евразийском континенте, в Арктике, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в космосе. В соответствии с обновленной -Национальной военной стратегией США Россия поставлена в один ряд с группировкой ИГИЛ как пример источника так называемой гибридной войны, а также вместе с Китаем, Ираном и КНДР включена в группу «ревизионистских государств», стремящихся оспорить существующие нормы миропорядка. В условиях глобализированной экономики, используя ставшие доступными современные научно- производственные и социальные технологии и свои конкурентные преимущества, на ведущие позиции в мировой экономике, политике, финансовой сфере выходят Россия, а также Китай, Индия и другие развивающиеся страны из группы 20 и БРИКС как новые региональные финансовые и экономические центры. По информации Международного валютного фонда, в конце 2014 года экономика Китая начала обгонять экономику США и уже стала первой в мире по объему национального экономического производства за год, а совокупный объем ВВП стран БРИКС в ближайшие два-три года может превысить аналогичный показатель стран Большой семерки. Создаваемые финансовые институты этих стран, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, полуусловных валют стран - участниц БРИКС, серьезно поколебали мировую монополию Запада в этой сфере. В то же время стремление США и Запада поставить данный процесс под свой контроль и не допустить утраты доминирования в мире привело к значительному обострению их геополитического противостояния с Россией, рядом других региональных держав и с Китаем. В настоящее время это противостояние значительно усилилось в экономической, информационной, политической, гуманитарной и других сферах в целом ряде регионов планеты, прежде всего тех, которые в перспективе будут определять экономическую мощь государств, их объединений. К таким областям относятся Арктика, Ближний Восток, Южная Америка (сосредоточение энергетических ресурсов), Юго-Восточная Азия (сосредоточение значительных людских ресурсов). В этих условиях Россия, Китай, ряд других развивающихся стран пытаются реализовать собственные масштабные программы достижения финансово-экономической, военной и политической независимости в регионах, создать региональные системы обеспечения безопасности, а там, где их геополитические устремления пересекаются, объединять усилия для повышения эффективности своих действий и предотвращения соперничества. Так, Россия и Китай договорились о «сопряжении» двух больших проектов развития территорий - китайского (экономической зоны «Шелковый путь») и российского (Евразийского экономического союза). США, а следом и Евросоюз, стремясь не допустить усиления геополитического влияния и объединения потенциалов России, Китая, других стран БРИКС между собой, приступили к ведению против нашей страны «ограниченной холодной войны». Для этого используются прежде всего финансово-экономические (в виде секторальных санкций), информационные (широкомасштабная пропаганда и поддержка внутренней оппозиции) и другие действия (дипломатические, военно-технические и пр.), которые сопровождаются локальными проявлениями «горячей войны» в отдельных регионах планеты, расположенных в непосредственной близости от России и являющихся традиционными зонами ее влияния (Украина, Ближний и Средний Восток, Балканы). Среди этих действий выделяются те, что направлены на закрепление за США абсолютного технологического лидерства, в том числе в военной сфере, нарушение сложившегося паритета в области стратегических ядерных вооружений, а также баланса сил общего назначения в Восточной Европе и Прибалтике. Экономическое давление на Россию сопровождается беспрецедентным со времен «холодной войны» военным давлением с элементами провокаций, в том числе: - усилением военного потенциала США и НАТО в Арктическом регионе, странах Восточной Европы и Прибалтики, включая размещение ударных авиационных средств (в том числе впервые - носителей ядерного оружия), тяжелой техники (в том числе танков), значительных контингентов сил специальных операций, сил реагирования, передовых пунктов управления и тылового обеспечения - фактически частичным развертыванием группировок сил общего назначения у западных границ России. - демонстрацией США и НАТО своей военной мощи и способности оперативно наращивать свой военный потенциал в непосредственной близости от границ России путем проведения целой серии масштабных военных учений, в том числе в Арктическом регионе, балтийском, Черном морях, странах Восточной Европы, Прибалтике, Украине; - намерениями США разместить в Европе крылатые ракеты наземного базирования под предлогом якобы нарушения Российской Федерацией договора об ограничении ракет средней и меньшей дальности; - активизацией разведывательной деятельности США и НАТО в непосредственной близости от границ России с использованием авиационных и морских сил и средств. Провокационный характер этих действий подтверждают факты, например, то, что ряд учений НАТО были проведены непосредственно перед празднованием и даже в дни празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а также проведение США испытаний противоракет в северо-восточной части Атлантики, что свидетельствует об отработке ими перехвата российских баллистических ракет. При этом международное военное сотрудничество России с США, НАТО и Европейским союзом свернуто до минимума, а по ряду направлений прекращено. США открыто и последовательно ведут подготовку к милитаризации космического пространства, развертыванию за пределами своей территории национальной системы ПРО (НПРО), угрожающей Стратегическими ядерными силами (СЯС) России, включая наращивание боевого состава системы и размещение компонентов ее наземного и морского эшелонов вблизи границ России. Такие действия в сочетании с подготовкой вооруженных США к реализации концепции «первого молниеносного глобального обезоруживающего удара» в перспективе могут привести к нарушению ядерного паритета в пользу США и НАТО и возможности шантажировать Россию. Свидетельствами подготовки США к реализации этой концепции являются: проведение очередных испытаний многоразового беспилотного космического летательного аппарата Х-37В, способного в управляемом режиме перемещаться на низкой околоземной орбите, в стратосфере и атмосфере, переносить различные полезные нагрузки массой до 900 кг; активизация НИОКР в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов (типа HTV-2, перемещающегося в атмосфере со скоростью 5-6 Махов в коридоре высот 40-60 километров или XS-1, скорость которого в верхних слоях атмосферы может достигать 10 Махов, или около 11,5 тыс. км/ч, а также гиперзвуковых ракет большой дальности); ускоренная политическая и техническая подготовка к развертыванию в Европе континентальной системы ПРО театра войны ( является компонентом НПРО США), которая может использоваться для скрытого размещения и применения баллистических ракет среднего радиуса действия, и другие мероприятия. Еще одной угрозой глобальной безопасности является дальнейшее разрастание по всему миру конфликтов на этнической, религиозной, социальной почве и их приближение к географическим, политическим и экономическим границам России. Такое приближение сопровождается дестабилизацией внутриполитической экономической обстановки на территориях целого ряда сопредельных государств. Эти конфликты по замыслу их организаторов и вдохновителей должны обеспечить перенос на территорию России и ее союзников политической нестабильности, хаоса в экономике, терроризма. Экстремизма, неконтролируемых миграционных потоков, наркотрафика, организованной преступности, экологических бедствий, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и других негативных явлений. Очевидно, что в условиях резкого изменения геополитической обстановки в Россия как суверенное государство, для того чтобы обеспечить свои национальные интересы и успешно решать задачи социально-экономического развития, должна обладать военным потенциалом, адекватным существующим и перспективным угрозам и вызовам военной безопасности. Эти планы определяются военной политикой государства, которая определяется специфической составной частью общей политики. Основное содержание военной политики составляют военно-политические взгляды, военно-политические отношения, военно-политические цели и средства их достижения. Концентрированным выражением содержания военной политики Российской Федерации, ее ядром является ее Военная доктрина, которая носит оборонительный характер. Внешние вызовы и угрозы, изменения геополитической ситуации и военно-политической обстановки определяют направленность и содержание военной политики и военной доктрины России, при этом неизменными остаются следующие основные принципы формирования ее военной политики: 1. Россия в силу своего геополитического положения и имеющегося потенциала наряду с другими ведущими странами мира несет ответственность за поддержание военной безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровне. 2. Россия нацелена на совместные согласовательные действия со всеми заинтересованными государствами и равноправное участие в решении глобальных и региональных проблем при ее национальных интересов. 3. Россия будет работать на опережение и учреждение событий, оставаясь готовой к любому варианту развития военно-политической и стратегической обстановки. В современных условиях, по взглядам военно-политического руководства страны, военная организация Российской Федерации должна быть способна (что является целями ее современной военной политики): - предотвращать потенциальные и эффективно отражать любые выявившиеся угрозы и вызовы военной безопасности страны, в том числе агрессию, попытки силового давления и шантажа; - гарантированно обеспечивать вооруженную защиту суверенитета и национальных интересов России в ключевых регионах мира, ее территориальную целостность, личную безопасность наших граждан, безопасность экономической деятельности ее субъектов. При этом оборонные программы должны быть разумными и не ложиться тяжким бременем на экономику, на социальную сферу страны. Исходя из данных принципов и учитывая резкое изменение геополитической обстановки, основными направлениями реализации принципов и целей военной политики Российской Федерации на обозримую перспективу являются: >комплексное ускоренное развитие Вооруженных Сил с целью придания им способности адекватно и эффективно реагировать на любые существующие и возможные потенциальные вызовы и угрозы военной безопасности страны; обеспечение способности оборонно-промышленного и научного комплексов самостоятельно создавать эффективное современное и перспективное вооружение и военную технику на основе передовых достижений науки, техники и технологий; ускоренное оперативное оборудование территории страны на угрожаемых направлениях и важных в стратегическом отношении регионах и зонах, таких как Арктика, Дальний Восток, Черноморский регион, Западное стратегическое воздушно-космическое направление, околоземное космическое пространство; расширение и углубление международного военного сотрудничества в рамках ОДКБ, союзного государства Россия - Белоруссия, с другими заинтересованными странами региональными лидерами в интересах обеспечения и поддержания стабильности и военной безопасности в ключевых регионах мира. Таким образом, в условиях усиления США и Западом финансово-экономического, информационного воздействия на экономику и социальную сферу России, сопровождающегося непрямым военным давлением, соответствующим образом перестраивается военная политика Российской Федерации. Основными характерными особенностями этой военной политики является ускоренное развитие и наращивание потенциала Вооруженных Сил и других элементов военной организации государства до уровня, исключающего возможность или делающих неэффективными в ближайшее время и в перспективе силовое давление и шантаж России. Если исходить из обозначившихся вызовов и угроз военной безопасности России, приоритетов ее военной политики, то актуальными вопросами развития Вооруженных Сил в складывающейся военно-политической обстановке являются:< приведение организационной структуры, боевого состава Вооруженных Сил, их группировок в соответствие новому спектру угроз и вызовов военной безопасности; повышение эффективности систем управления и всестороннего обеспечения применения Вооруженных Сил, в т.ч. систем подготовки кадров, комплектования, поддержания дисциплины и правопорядка; рациональное размещение группировок войск на территории страны и за ее пределами, их заблаговременное развертывание в ключевых регионах. (В последнее время приняты и реализуются масштабные решения по совершенствованию организационной структуры Вооруженных Сил и усилению боевого состава их группировок, совершенствованию военной инфраструктуры, системы базирования авиации и флота. Так, в ответ на расширение возможностей средств воздушно- космического нападения США и НАТО, в том числе возможностей по действиям одновременно в воздухе и космосе, на базе ВВС и Войск воздушно-космической обороны создан новый вид Вооруженных Сил - Воздушно-космические войска, которые будут способны выявлять и пресекать угрозы военной безопасности России в воздушно- космической сфере, что позволит значительно повысить оперативность принятия решений при ведении операций в данной сфере. На базе Воздушно-десантных войск создаются Войска быстрого реагирования, способные выполнять задачи как без привлечения дополнительных сил в любой точке земного шара, так и в составе группировки Сухопутных войск на отдельных направлениях. Это станет ответом на беспрецедентное (в 3 раза) наращивание состава соответствующей структуры НАТО и ее развертывание в непосредственной близости от границ России. Значительно усилились количество и качество группировки всех видов и родов войск, также межвидовые (объединенные) группировки войск, дислоцированные в Арктике и Черноморском регионе. Продолжается масштабное развертывание группировки Вооруженных Сил в северных районах России. В конце 2014 года на базе Северного флота развернуто новое стратегическое командование. Помимо кораблей и подводных лодок в его состав входят мотострелковые соединения, береговые части, соединение ПВО с зенитными ракетными системами С-400 и комплексами «Панцирь-С, а также боевая авиация с соответствующими частями и подразделениями обеспечения. В интересах обеспечения действий этого командования в арктической зоне создается полномасштабная и хорошо оснащенная комплексная система контроля обстановки в регионе, строятся новые современные военные городки, аэродромы, пункты радиолокационного наблюдения, пункты базирования флота. Другим важнейшим направлением развития Вооруженных Сил является оснащение их современным вооружением, военной и специальной техникой. Военный парад 9 Мая 2015 года и международный военно-технический форум «Армия-2015» наглядно показали, что разрабатываемые, модернизируемые и принимаемые на вооружение образцы боевой и специальной техники не уступают современным и перспективным образцам техники ведущих государств мира, а по многим показателям превосходят их. В соответствии с Государственной программой вооружения для всех видов и родов войск Вооруженных Сил предусмотрены разработка новых и модернизация существующих образцов вооружения и техники, наращивание поставок высокоточного оружия, в которых воплощены последние достижения науки и техники. К концу 2015 года доля современных образцов вооружения и военной техники должна составить: в Сухопутных войсках и ВКС – соответственно 32 и 33%, в ВДВ – 40%, в Военно-морском флоте. В основу создания перспективных видов вооружения и техники для повышения эффективности их применения положены принципы модульности, универсализации, унификации, информатизации и интеллектуализации, возможности интеграции с высокоточным оружием. Только благодаря созданию новых унифицированных образцов вооружения, военной и специальной техники на треть сократится количество типов техники. Для СЯС в 2015 году поставлено более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» подвижного и шахтного базирования, которые способны преодолеть существующие и перспективные системы противоракетной обороны. Для РВСН ведется разработка новых межконтинентальной баллистической ракеты РС-26 «Рубеж» и нового боевого железнодорожного комплекса, которые по своим тактико-техническим характеристикам будут способны обесценить усилия США по созданию надежной противоракетной обороны. В Сухопутные войска начали поступать первые образцы бронетехники на унифицированных платформах «Армата», «Курганец», «Бумеранг», самоходные установки «Коалиция-СВ», боевая экипировка 2-го поколения для военнослужащих на поле боя «Ратник», которые по своим возможностям не имеют аналогов в мире. Для установки на технику Сухопутных войск, а также вертолеты, беспилотные летательные аппараты, малые корабли разрабатывается ПТРК «Гермез», способный поражать цели на расстоянии до 100 км. < В интересах развития группировки ВВС принято решение о возобновлении производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160, будет закреплено не менее пятидесяти этих самолетов, которые пройдут глубокую модернизацию. На них установят мощные системы радиолокационной борьбы, что не позволит поразить самолет управляемым ракетным оружием, сделает его «невидимым» для радаров вражеских истребителей, а также перспективную систему навигации, которая позволит самолету следовать по маршруту даже при отсутствии сигналов спутников. Скоростные же характеристики позволят ракетоносцу уйти от перехватчиков задолго до выхода на визуальный контакт. Три новых образца российского образца пятого поколения Т-50 ПАКФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), превосходящего по своим тактико-техническим характеристикам американский истребитель пятого поколения -22, переданы в войска в 2015 году для летных испытаний. В 2015 года ВМФ получили в свой состав более 50 кораблей различного класса. В ближнесрочной перспективе для Северного флота будут проектироваться и строиться принципиально новые по своим возможностям и оснащению боевые корабли, способные эффективно выполнять задачи в сложных условиях Арктики. Завершается подготовка к вводу в эксплуатацию новых радиолокационных станций высокой заводской готовности Воронеж системы предупреждения о ракетном нападении также новых радиотехнических и оптикоэлектронных комплексов системы контроля космического пространства. Продолжится наращивание и совершенствование тактико-технических характеристик спутниковых группировок различного назначения, прежде всего связи, навигации и разведки. К 2018 году орбитальная группировка Единой космической системы (ЕКС), которая является развитием существующей системы раннего предупреждения ракетном нападении, составит 10 спутников, что позволит в перспективе не только фиксировать запуски баллистических ракет, но и определять параметры баллистической траектории, вероятный район поражения, а также при необходимости транслировать сигнал о нанесении ответного удара. Общим направлением развития радиоэлектронных систем боевого обеспечения является формирование единого информационного пространства на базе распределенных информационно-вычислительных сетей и комплексной интеграции средств разведки, связи, навигации РЭБ, автоматизации управления войсками. Сегодня невозможно представить себе отсутствие в подразделении любого вида или рода войск аппаратуры систем спутниковой навигации. В настоящее время начаты поставки во все и рода войск Вооруженных Сил систем разведывательно-аналитического обеспечения и управления на основе широкого использования беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов всех видов разведки интеллектуальных систем поддержки принятия решения для построения на их основе единого информационного пространства шля боя в интересах сокращения длительности цикла управления и в конечном счете повышения эффективности принимаемых решений. Создается и развертывается на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий объединенная автоматизированная цифровая система связи Вооруженных Сил, модернизируются системы боевого управления компонентами СЯС, позволяющие значительно повысить устойчивость, непрерывность и скрытность управления войсками и оружием в условиях радиоэлектронного противодействия и информационного противоборства. Основными направлениями развития средств РЭБ в обозримой перспективе будут повышение их возможностей по воздействию на системы управления войсками и оружием вероятного противника, в том числе воздушного и космического базирования, включая программное воздействие, а также функциональное поражение радиочастотным и лазерным излучением. Непременным следствием изменений в организации и технической оснащенности Вооруженных Сил является дальнейшее совершенствование оперативной и боевой подготовки войск и органов управления, модернизация систем подготовки кадров, комплектования, поддержания дисциплины и правопорядка. В оперативной и боевой подготовке особое внимание будет уделяться повышению практических навыков личного состава и органов управления по выполнению возможных боевых задач в реальных условиях обстановки за счет широкого внедрения тренажеров, имитационных средств, принципов комплексирования и соревновательности. Стоит подчеркнуть, что в последние годы интенсивность боевой учебы, в том числе учений, маневров, сборов и внезапных проверок, значительно возросла и должна обеспечить поддержание боевой готовности войск и сил флота на высоком уровне, а также демонстрацию возможности Вооруженных Сил быстро создавать необходимые группировки войск и сил флота, сил быстрого реагирования на всех стратегических направлениях и их способность отразить массированные ракетно-авиационные удары вероятного противника. Развитие системы высшего военного образования осуществляется в направлении интеграции военного образования и военной науки, что позволит быстро и эффективно внедрять в подготовку военных специалистов компьютерные и телекоммуникационные технологии, современные методы научных исследований. В интересах развития системы перспективных военных исследований и разработок в видах и родах войск Вооруженных Сил созданы и функционируют научные роты. Руководством Вооруженных Сил в интересах повышения боеспособности и боевой готовности поставлена задача повысить качество укомплектованности войск личным составом. Так, в ВДВ в настоящее время каждый второй военнослужащий служит по контракту. На перспективу планируется достичь для ВДВ следующего соотношения: 80 процентов военных профессионалов и 20 процентов призывников. Это позволит ВДВ решать любые задачи, в том числе и боевые, без привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В целях совершенствования системы отбора кандидатов на военную службу во всех субъектах Российской Федерации развернута система стационарных и мобильных пунктов отбора граждан на военную службу по контракту. Увеличивается число военно-учетных специальностей, по которым осуществляется подготовка граждан к военной службе в рамках системы ДОСААФ, предусматривается расширение сети учреждений ДОСААФ. Масштабное перевооружение армии и флота требует освоения личным составом новейших образцов вооружения, техники, что будет являться в 2017 году одной из важнейших задач Вооруженных Сил. К числу таких задач наряду с традиционными задачами по повышению боевой готовности также можно отнести освоение новых регионов развертывания группировок войск и сил флота (Арктический, Тихоокеанский и Средиземноморский, Северное и Восточное стратегические воздушно-космические направления), совершенствование навыков совместных действий с армиями дружественных государств в рамках ОДКБ, других региональных держав (Китай, Индия, Сербия, Египет) по поддержанию стабильности и военной безопасности в ключевых регионах мира, борьбе с терроризмом, в том числе в ходе миротворческих операций под эгидой ООН и других международных организаций, а также совместных действий с другими войсками Российской Федерации по ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Таким образом, в 2017 году продолжится подготовка Вооруженных Сил к действиям по обеспечению обороны и безопасности страны в условиях обострения военно-политической обстановки в мире, появлении в отношении России новых вызовов и угроз ее военной безопасности. Главным направлением их развития является ускоренное развитие и наращивание боевого потенциала Вооруженных Сил за счет совершенствования организационной структуры и состава группировок войск и сил, повышения эффективности управления ими, перевооружения соединений и воинских частей на новые высокоэффективные образцы вооружения и техники, повышения уровня подготовленности личного состава к применению и эксплуатации новейшей техники. Заключительная часть – 10 минут. Подведение итогов занятия Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, <задание на самоподготовку. Р
| |
Просмотров: 8021 | | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|